Психиатрия
Глава 18. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью таблицы
Таблица 18.1.
Диагностические критерии синдрома
нарушения внимания с гиперактивностью |
Особенности
поведения
1) появляются до 8 лет;
2) обнаруживаются по меньшей мере в
двух сферах деятельности (в школе, дома, в труде, в
играх);
3) не обусловлены психотическими,
тревожными, аффективными, диссоциативными
расстройствами или психопатиями;
4) вызывают значительный
психологический дискомфорт и дезадаптацию.
Необходимо наличие невнимательности
или гиперактивности и
импульсивности (или всех этих проявлений
одновременно), не соответствующих возрастной
норме.
|
Невнимательность
(из перечисленных ниже признаков хотя бы шесть
должны сохраняться не менее 6 мес)
Неспособность сосредоточиться на
деталях, ошибки по невнимательности.
Неспособность поддерживать внимание.
Неспособность вслушиваться в
обращенную речь.
Неспособность доводить задания до
конца.
Низкие организаторские способности.
Отрицательное отношение к заданиям,
требующим умственного напряжения.
Потери предметов, необходимых для
выполнения задания.
Отвлекаемость, часто на посторонние
раздражители.
Забывчивость
|
Гиперактивность и
импульсивность (из перечисленных ниже
признаков хотя бы четыре должны сохраняться не
менее 6 мес) |
Гиперактивность
Ребенок суетлив, не может сидеть
спокойно.
Вскакивает с места без разрешения.
Бесцельно бегает, ерзает, карабкается
и т. п.
Не может играть в тихие игры, отдыхать
|
Импульсивность
Выкрикивает ответ, не дослушав
вопрос.
Не может ждать своей очереди
|
Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fourth Edition,
Draft Criteria: 3/1/93. DSM-IV. Copyright, American Psychiatric Association, 1993. В DSM-IV синдром нарушения внимания с
гиперактивностью разделен на 3 типа: с
преобладанием невнимательности, с преобладанием
гиперактивности и импульсивности, смешанный. |
|
Таблица 18.2.
Ютские критерии синдрома нарушения внимания с
гиперактивностью у взрослых |
I. Поведение в детстве.
Поведение должно соответствовать критериям
детской формы синдрома нарушения внимания с
гиперактивностью (пунктам А или Б). Сбор
анамнеза со слов родителей, а также братьев
или сестер (желательно старших). |
А. Абсолютный
критерий. В детстве (ретроспективно)
поведение удовлетворяло критериям DSM-IV для
детской формы синдрома нарушения внимания с
гиперактивностью. |
Б. Относительные
критерии. В детстве поведение
удовлетворяло признакам 1 и 2, а также хотя бы
одному из признаков 36: |
1. Повышенная
активность по сравнению с другими детьми,
суетливость, беспокойство, неспособность
усидеть на месте, постоянная двигательная
активность, многословие |
2. Нарушения
внимания (неспособность длительно поддерживать
внимание, отвлекаемость, неспособность довести
задание до конца) |
3. Плохое поведение в школе |
4. Импульсивность |
5. Повышенные реакции на раздражители |
6. Вспыльчивость |
II. Поведение в настоящее время |
А. Поведение
должно соответствовать признакам 1 и 2 (эти
особенности больной замечает сам, или о них ему
говорят окружающие), а также не менее чем двум из
признаков 37: |
1. Постоянная
двигательная активность. Больной все время
в движении, напряжен, «нервозен» (не путать с
тревогой ожидания), не способен подолгу делать
что-либо сидя (смотреть кино или телевизор,
читать газету), все время на ногах, когда не
двигается чувствует себя неуютно. |
2. Нарушения внимания. Больной
1) не способен сосредоточиться на теме
разговора, отвлекаем (не может отвлечься от
посторонних раздражителей, даже если пытается
сделать это); 2) не способен сосредоточиться на
чтении; 3) не способен сосредоточиться на
работе; 4) забывчив; 5) часто теряет вещи или
кладет их не на место, забывает, что хотел
сделать; 6) думает о постороннем («витает в облаках»). |
3. Эмоциональная
лабильность. Обычное описание: возникает в
детстве (иногда настолько рано, насколько
больной помнит себя) и проявляется отчетливыми
колебаниями настроения от нормального к
депрессии или к легкой эйфории и возбуждению.
Другие варианты: «скука», «хандра», смены
настроения (как спонтанные, так и реактивные)
каждые несколько часов или суток (без
соматических симптомов). |
4. Неспособность до
конца выполнить задание. По словам
больного, он несобран во время работы (на
производстве, в школе, дома), часто не может
довести дело до конца, без всякого повода бросает
одно дело и принимается за другое, действует без
определенного плана, не умеет распределить
время. |
5. Вспыльчивость. По
словам больного, он временами теряет контроль
над собой (чего сам пугается). Другие описания:
легко выходит из себя или раздражен постоянно;
вспыльчивость мешает общаться с окружающими. |
6. Импульсивность. Малые
признаки: больной говорит прежде, чем думает,
вмешивается в чужой разговор, нетерпелив (в том
числе при езде на автомобиле), делает покупки, не
подумав. Большие признаки сходны с проявлениями
импульсивности при мании и асоциальной
психопатии: больной не справляется с работой;
часто и внезапно меняет знакомства; часто
женится и разводится; асоциальное поведение
(угоны автомашин «ради баловства», кражи из
магазинов), стремление к сиюминутным
удовольствиям без мыслей о последствиях (дорогие
застолья, безрассудное вложение денег, опасное
вождение), легкость в принятии непродуманных
решений, зачастую приносящих вред, неспособность
отложить задуманное. |
7. Непереносимость
стресса. Варианты: даже в простых ситуациях
возникает депрессия, растерянность, тревожность,
неуверенность или раздражение; эмоциональная
реакция мешает преодолению жизненных
трудностей; привычные стрессовые ситуации
всякий раз оказываются тяжелым препятствием. |
Б. Необходимо исключить |
1. Асоциальную психопатию |
2. Аффективные расстройства |
3. Шизофрению |
4. Шизоаффективный психоз |
5. Шизотипическую и пограничную психопатии |
В. Дополнительные
признаки: супружеская неверность; низкие
успехи в учебе и работе, не соответствующие
уровню интеллекта и образования;
злоупотребление алкоголем и наркотиками;
атипичные реакции на психотропные препараты;
наличие сходных признаков у родственников;
наличие у родственников синдрома нарушения
внимания с гиперактивностью в детстве,
алкоголизма, наркомании, асоциальной психопатии,
соматизированного расстройства. |
Г. Опрос по
сокращенной рейтинговой шкале Коннорса. Не
обязателен. Матери больного предлагают, чтобы
она по этой шкале оценила его поведение в
детстве. Диагностическое значение имеет балл 12 и выше. |
Paul H. Wender, M.D. и соавт. |
|
|