|
|||||||||
B БайдербеккеB. Нота, или звуковысотный класс, то же, что си бемоль. В английской номенклатуре буква B соответствует ноте си (си бемоль обозначается как B flat). См. Алфавит музыкальный. Баарен (Baaren), Кес ван (22.10.1906, Энсхеде, 2.9.1970, Угстгест). Нидерландский композитор. Учился в Берлине; занимался также у Пейпера. С 1953 возглавлял Утрехтскую, с 1958 Гаагскую консерваторию. В 1947, после 10 лет творческого молчания, под влиянием знакомства с музыкой Веберна обратился к серийной технике. Автор немногочисленных, главным образом, инструментальных произведений. Бабби (Babbi). Семья итальянских музыкантов. Грегорио Б. (17081768) оперный певец (тенор), выступал в Неаполе и др. городах. Его сын Кристофоро (17451814) скрипач и композитор, автор опер, оркестровых и камерных произведений, работал вначале в Болонье, а с 1781 в Дрездене. Дрезденский придворный оркестр п/у Кристофоро Б. славился своей сыгранностью и ярким, насыщенным звучанием. Сын К. Б. Джорджо (ок. 1770 ок. 1815) певец, композитор и органист, работал в Дрездене и Болонье. Баббитт см. Бэббитт. «Бабий Яр». Название, под которым известна 13-я симфония Шостаковича для баса соло, хора басов и оркестра соч. 113 b-moll (1962). «Б. Я.» заглавие стихотворения Евгения Евтушенко, послужившего основой 1-й части симфонии. Остальные 4 части также написаны на стихи этого поэта. Бабин (Babin), Виктор (13.12.1908, Москва, 1.3.1972, Кливленд). Американский пианист и композитор русского происхождения. Учился в Риге и Берлине, в т. ч. у Шрекера и Шнабеля. В 1937 эмигрировал в США. С середины 1930-х выступал в фортепианном дуэте со своей женой В. Вронской (Vitya Vronsky, 19091992). Преподавал в различных учебных заведениях США; в 196172 был директором Кливлендского института музыки. «Бабочки» (Papillons). Произведение Шумана соч. 2, интродукция и 12 коротких пьес для фп. (1831). Баварского радио, симфонический оркестр (Symphonieorchester des Bayerischen Rundfunks). Основан в Мюнхене в 1949. Среди главных дирижеров Йохум (194960), Кубелик (196179), К. Дэвис (198392), Маазель (с 1992). Багатель (франц. bagatelle «безделка», «пустяк»). Короткая, легкая для исполнения пьеса. Название впервые было использовано Ф. Купереном («Безделки» для клавесина, 1717). Наиболее известные образцы: фортепианные Б. Бетховена (соч. 33, 119, 126, всего 24 пьесы), Листа («Б. без тональности» [Bagatelles sans tonalité]), Бартока, Шесть Б. для струнного квартета соч. 9 Веберна. «Багдадский цирюльник» (Der Barbier von Bagdad). Опера в 2 актах Корнелиуса на собственное либретто (1858, Веймар). Бадиа (Badia), Карло Агостино (ок. 1672, Венеция[?], 23.9.1738, Вена). Итальянский композитор. В юности работал в Инсбруке; с 1694 придворный композитор в Вене. Пользовался благосклонностью австрийских императоров Леопольда I и Иосифа I. К 1711 был автором свыше 30 ораторий и 20 светских сценических произведений, среди которых выделяется опера «Геракл, победитель Гериона» (Ercole, vincitore di Gerione, 1708). Одна из опер Б. ставилась в 1709 в Дрездене. Сочинил также свыше 50 камерных кантат и дуэтов; 12 его кантат были опубликованы ок. 1699. Во многом благодаря влиянию Б. позднебарочный итальянский стиль привился при консервативном венском дворе. Музыка Б., созданная до начала 1710-х, примечательна своим лиризмом и оригинальным инструментальным письмом; его оратории и оперы весьма богаты ансамблями, особенно трио. Бадиа (д’Агусти) (Badía [d’Agustí]), Кончита (14.11.1897, Барселона, 2.5.1975, там же). Испанская певица (сопрано). Среди ее педагогов Гранадос, Касальс, де Фалья. Основу репертуара Б. составляла испанская камерно-вокальная музыка. Преподавала в Барселонской консерватории (у нее училась Кабалье). Бадинаж (бадинри, франц. badinage, badinerie «шутка»). Название быстрых частей в некоторых сюитах XVIII в. Самый известный пример финал 2-й сюиты для оркестра h-moll BWV 1067 Баха (с солирующей флейтой). Бадингс (Badings), Хенк (17.1.1907, Бандунг, Индонезия, 26.6.1987, Мархезе). Нидерландский композитор. Учился в Делфтском техническом университете, параллельно занимался композицией у Пейпера, по совету которого написал симфонию, с успехом исполненную в 1930 оркестром Консертгебау. В 1934, вскоре после создания 2-й симфонии, стал преподавателем Роттердамской консерватории; впоследствии преподавал в различных учебных заведениях Нидерландов и Германии (среди учеников Кокс, де Леу). Его произведения 1930 начала 1940-х выдержаны в суровом полифоническом стиле, родственном стилю Пейпера, а также Хиндемита; в дальнейшем письмо Б. стало прозрачнее, а в его музыке появился своеобразный юмор. В начале 1950-х впервые обратился к электронным средствам (примечательны радиоопера «Орест» [Orestes], 1954, и полностью электронный балет «Каин» [Cain], 1956). Среди произведений 6 опер, 8 балетов, 15 симфоний, оратории, концерты, хоры (в т. ч. церковные), камерно-инструментальные ансамбли, обработки народных песен. Бадура-Скода (Badura-Skoda), Пауль (р. 6.10.1927, Вена). Австрийский пианист. Учился в Венской консерватории, занимался у Э. Фишера. Всемирно известен как солист и ансамблист (среди его партнеров Д. Ойстрах, Демус). Основу репертуара Б.-С. составляет музыка венских классиков и Шуберта, которую он часто исполняет на аутентичных инструментах из собственной богатой коллекции. Автор каденций к фортепианным концертам Моцарта. В соавторстве со своей женой Евой Б.-С. написал книгу Mozart-Interpretation («Интерпретация Моцарта», 1957). Базеви (Basevi), Абрамо (29.11.1818, Ливорно, 25.11.1885, Флоренция). Итальянский музыкальный критик. Был одной из самых заметных фигур в культурной жизни Флоренции; основал 2 музыкальных журнала и организовал несколько циклов концертов. Одним из первых в Италии выступил в поддержку творчества Вагнера; проявил себя как весьма проницательный и глубокий критик Верди. Базельский камерный оркестр (Baseler Kammerorchester). Швейцарский коллектив, основан в 1926 Захером для пропаганды доклассической и современной музыки. Для Б. к. о. писали Р. Штраус, Барток, Стравинский, Онеггер, Лютославский, Бриттен, Типпетт и др. Базен (Bazin), Франсуа (Эмманюэль-Жозеф) (4.9.1816, Марсель, 2.7.1878, Париж). Французский композитор и педагог. Учился в Парижской консерватории (лауреат Римской премии 1840), впоследствии преподавал там же (среди учеников Лавиньяк, Лекок). Проявил себя как убежденный традиционалист. Автор комических опер, среди которых выделяется «Путешествие в Китай» (Le voyage en Chine, 1865). Слава Б. как театрального композитора померкла с появлением опер Массне. Базиле (Basile), Адриана (ок. 1580, Позиллипо, ок. 1640, Рим). Итальянская певица. С юных лет славилась как обладательница великолепного контральто и как исполнительница на лире да браччо, арфе и гитаре. В 161024 была придворной певицей герцогов Гонзага (Мантуя); все это время много путешествовала, демонстрируя свое искусство в различных городах. Монтеверди считал ее лучшей из певиц, а итальянские поэты посвящали ей стихи. Последние годы жизни провела в Неаполе и Риме. Ее дочь Леонора также была певицей, а ее брат Лелио (ок. 1580 после 1623) сочинил сборник мадригалов. Базили (Basili), Франческо (31.1.1767, Лорето, 25.3.1850, Рим). Итальянский композитор и дирижер. Долгие годы работал дирижером в Фолиньо, Мачерате и Лорето; за это время сочинил и поставил 13 опер, среди которых выделяются «Эллины» (L’Illinesi, 1819). В 1827 возглавил Миланскую консерваторию, а в 1837 капеллу собора св. Петра в Риме. Автор церковных произведений, стилистически родственных музыке Спонтини. Базирон (Basiron), Филипп (начало XV в. до 6.2.1497). Французский[?] композитор. От Б. сохранилось 3 мотета и 5 шансон. Возможно, Б. то же лицо, что и Филиппон (Philippon), которому приписываются 2 мессы и еще 3 шансон. Месса, известная под названием Missa de Franza, в двух источниках приписывается Базирону, тогда как в третьем Филиппону. Баини (Baini), Джузеппе (Джакоббе Бальдассаре) (21.10.1755, Рим, 21.5.1844, там же). Итальянский теоретик музыки и педагог, священник. С 1819 руководил Сикстинской капеллой в Ватикане; осуществил реорганизацию ее архивов. Автор основополагающей биографической и музыкально-аналитической работы о Палестрине (Memorie storico-critiche, 1828) и ряда др. трудов. У Б. учился Николаи. Баиф (Baïf), Жан-Антуан де (19.2.1532, Венеция, октябрь 1589, Париж). Французский поэт. Стремился возродить античное (квантитативное) стихосложение (см. Размеренный стих); пользуясь квантитативной системой метрики, переводил на французский язык библейские псалмы. Как один из основателей парижской Академии поэзии и музыки (Académie de Poésie et de Musique, существовала в 157084), стоял у истоков «размеренного пения», освободившего французскую вокальную музыку от метрических условностей жанра шансон. На стихи Б. писали музыку многие композиторы его времени, в т. ч. Костеле, Курвиль, Ле Жён, Модюи. Бай (Baj), Томмазо (ок. 1650, Кревалькуоре, 22.12.1714, Рим). Итальянский композитор. Был вначале певчим, а затем руководителем Капеллы Юлия при соборе св. Петра в Риме. Известен прежде всего как автор девятиголосного Miserere в стиле фальсобордоне, исполнявшегося папским хором на Страстной неделе. Байдербекке (Beiderbecke), (Леон) Бикс (10.3.1903, Давенпорт, Айова, 7.8.1931, Нью-Йорк). Американский джазовый корнетист, пианист и композитор. С 1925 играл вместе с саксофонистом Фрэнком Трамбауэром (Trumbauer). В 192729 был солистом оркестра Пола Уайтмена. Последние годы почти не выступал из-за алкоголизма. Его игра на корнете отличалась богатством тембровых красок и углубленно-сосредоточенным характером; она оказала влияние на искусство белых джазовых музыкантов. Среди его записей особенно знамениты сольные отрывки в Singin’ the Blues и I’m coming Virginia Трамбауэра (оба 1927). Судя по немногим сохранившимся записям игры Б. на фп., ему были присущи элементы импрессионистского мышления (In a Mist, 1927). | |||||||||
|