Бендикс — Бер
Бендикс
(Bendix), Виктор (Эмануэль) (17.5.1851, Копенгаген, — 5.1.1926, там же).
Датский композитор и дирижер. Основал (1897) и возглавлял Копенгагенские
филармонические концерты. Автор фортепианных пьес и симфоний, среди которых
выделяется 2-я, соч. 20 — «Лето в южной России» (Sommerklange fra Sydrusland, 1888).
Бендинелли
(Bendinelli), Чезаре (?, Верона, — 1617, Мюнхен[?]). Итальянский трубач. С
1567 — в Вене; с 1580 — главный придворный трубач в Мюнхене. Автор
первой в истории школы игры на трубе (Tutta l’arte della trombetta, ок. 1614), в
которую включены самые ранние известные пьесы для регистра кларино, датированные 1584—88.
Бендль (Bendl), Карел (16.4.1838, Прага, — 20.9.1897, там же). Чешский
композитор и дирижер. Учился в Пражской органной школе. С 1865 — дирижер
пражского хорового общества Глагол (Hlahol). Работал органистом и хормейстером в пражских
церквах, дирижировал в Праге (в т. ч. в оперных театрах) и др. городах,
преподавал композицию в Пражской консерватории (1894—97). Автор
ок. 300 хоровых произведений (выделяется кантата «Шванда-волынщик» [Švanda dudák], 1881) и ок. 140 песен,
стилистически родственных музыке Мендельсона и Сметаны. Сочинил также
11 опер (среди которых — большие оперы в мейерберовском духе
«Лейла» [Lejla, 1868] и «Черногорцы» [Černohorci, 1881] и трагическая опера «Дитя
Табора» [Dítě Tábora,
1886—88]), балет, ряд пьес для различных инструментов.
Беневентанское
пение. Традиция одноголосного церковного пения,
существовавшая на юге Италии в X—XIII вв.; вероятно, предшествовала распространению в этом регионе григорианского
пения. Рукописи сосредоточены
главным образом в г. Беневенто. Рубрики, тексты и напевы фигурируют в них вместе с
соответствующими вариантами из григорианского (римского) богослужения VII в., что
свидетельствует о самостоятельности Б. п. (или старобеневентанского пения). Напевы
Б. п. статичны и содержат много повторов; их звукоряд обычно не выходит за
рамки 4—5 ступеней.
Беневоли
(Benevoli), Орацио (19.4.1605, Рим, — 17.6.1672, там же). Итальянский
композитор. Служил капельмейстером в различных церквах Рима; в 1644—45 работал
в Вене, после чего вернулся в Рим и вскоре возглавил Капеллу Юлия. Наследие Б.
состоит из полифонической духовной вокальной музыки. Некоторые его произведения
выдержаны в традициях Палестрины; другие, в соответствии с духом времени,
предназначены для нескольких хоров (cori spezzati, см. Антифонное
пение), а их язык тяготеет к мажороминорной тональности. Долгое время Б.
ошибочно считался автором 53-голосной «Зальцбургской мессы» (Missa salisburgensis),
которую, по-видимому, написал Бибер (ок. 1682).
Бенедетти
(Benedetti), Пьетро (ок. 1585, Флоренция, — после 14.7.1649, там же).
Итальянский композитор, священник. Был придворным капелланом во Флоренции, а
после 1630 — каноником флорентийской церкви Сан-Лоренцо. Сольные вокальные
пьесы Б., обнародованные в виде 3 книг под общим заглавием Musiche (1611—17),
могут служить иллюстрацией крайностей музыкального маньеризма начала XVII в.: их
стиль характеризуется обилием острых, часто неприготовленных диссонансов и
необычных гармонических последований, частыми нарушениями ритмической
регулярности и внезапными переходами от пения к декламации.
Бенедетти
(Benedetti), Франческо Мария (1683, Ассизи, — 1746, там же). Итальянский
композитор, монах-францисканец. В 1713—16 и после 1729 был соборным
капельмейстером в Ассизи; служил также в Турине и Аосте. Автор многочисленных,
часто весьма масштабных литургических композиций, стилистически родственных
церковной музыке Вивальди.
Бенедетти
Микеланджели (Benedetti Michelangeli), Артуро (5.1.1920,
Брешиа, — 12.6.1995, Лугано). Итальянский пианист. Учился в Миланской
консерватории. В 1939 стал победителем международного конкурса в Женеве. В 1946
дебютировал в Лондоне, 2 года спустя — в США. Игра Б. М.
характеризовалась исключительным богатством пианистических красок и сочетанием
романтического темперамента с классической уравновешенностью; он славился
прежде всего как интерпретатор Д. Скарлатти, Бетховена, Шопена, Брамса,
Дебюсси. Преподавал в Болонье, Венеции, вел классы высшего исполнительского
мастерства; среди его учеников — Демус, Клин, Поллини, Аргерих.
Бенедикт
(Benedict), сэр Джулиус (27.11.1804,
Штутгарт, — 5.6.1885, Лондон). Английский композитор и дирижер немецкого
происхождения. Среди его учителей — Гуммель, Вебер (1821—24) и Барбайя. Прежде чем обосноваться в Лондоне (1835), работал оперным
дирижером в Неаполе. В 1838—48 дирижировал спектаклями театра Друри-Лейн, после 1852 — Театра Ее
Величества. В 1845—78 регулярно выступал с концертами на фестивалях в Норуиче.
Автор итальянских и английских опер, эпигон Россини. Огромной популярностью
среди британской публики пользовалась опера Б. «Лилия из Килларни» (The Lily of Killarney,
1862). Среди др. произведений — кантата «Легенда о св. Цецилии» (The Legend of St Cecilia, 1866),
оратория, 2 симфонии, 2 фортепианных концерта, инструментальные
пьесы.
Benedictus (бенедиктус, лат. «благословен»). Фрагмент Sanctus — 4-й части ординария католической мессы, —
исполняемый между первым и вторым возглашениями «Осанна в вышних!» (Hosanna in excelsis). Поется на текст:
Benedictus qui venit in nomine Domini («Благословен Грядущий во имя Господне», Мф. 21:9). Известен
с VII в.;
в многоголосных мессах, начиная с эпохи Возрождения, обычно представляет собой
самостоятельный раздел, часто для неполного исполнительского состава.
В православном богослужении «Благословен» входит
в состав евхаристического канона. Со слова «благословен» начинаются также
четыре библейские песни — Давида, Азарии, Трех отроков и Захарии.
Benedicite (бенедиците, лат. «благословите»).
Библейская песнь трех отроков («Благословите, все дела Господни,
Господа…», Дан. 3:57 и далее). В католической церкви исполняется как
респонсорное песнопение во время субботней мессы в дни Рождественского и
Великого постов и на воскресной утрене, в англиканской церкви — ежедневно в дни Великого поста.
Бёнер (Böhner), (Иоганн) Людвиг (8.1.1787, Тоттельштедт, — 28.3.1860, Гота).
Немецкий пианист, дирижер, композитор, педагог. Учился в Эрфурте, занимался у Шпора. Автор многочисленных виртуозных
фортепианных пьес, произведений для оркестра (в т. ч. эффектных концертных
увертюр) и опер, в музыке которых широко использован фольклор (в этом отношении
Б. явился предшественником Вебера). После 1830 не сочинял. Колоритная фигура
Б. — прототип капельмейстера Крейслера, одного из центральных персонажей
прозы Э. Т. А. Гофмана.
Бенет (Benet), Джон (творил между 1420 и 1450[?]). Английский композитор.
По-видимому, после 1443 служил хормейстером в лондонской церкви
св. Антония и был членом Лондонской гильдии приходских священников. От
него сохранились 3 полные мессы (одна из них приписывается также Данстейблу
и Леонелу Пауэру, авторство
второй вызывает сомнения), отдельные части месс, 3 изоритмических мотета.
В ранних произведениях Б. есть технические погрешности, однако в поздних ему
удается добиться гармонической ясности и ритмической плавности, присущих
зрелому стилю Данстейбла.
Бенинкори
(Benincori), Анджело Мария (28.3.1779, Брешиа, — 30.12.1821, Бельвиль).
Итальянский композитор. Ученик Чимарозы. Пытался сделать карьеру оперного композитора в Париже, однако
лишь одна из его 7 опер, «Аладин» (Aladin, 1821), имела успех. Большей ценностью обладают
его камерно-инструментальные произведения, написанные под влиянием Гайдна.
Беннетт
(Bennett), Джон (между 1575 и 1580 — не ранее
1614). Английский композитор. Вероятно, происходил из графства Ланкашир. Судя
по единственной публикации Б., сборнику четырехголосных мадригалов (Madrigalls to Foure Voyces, 1599),
был выдающимся мастером; среди его мадригалов есть как легкие полифонические
канцонетты, родственные пьесам Морли,
так и пьесы более возвышенного стиля, напоминающие музыку Дауленда (к
последнему типу относится самый известный мадригал Б. O sleep, fond fancie).
Беннетт
(Bennett), сэр Ричард Родни (р. 29.3.1936,
Бродстейрс). Английский композитор и пианист. К 16 годам был автором
додекафонных сочинений. В 1953—57 учился в КМК (среди учителей — Беркли);
продолжил обучение в Париже у Булеза (1957—59). В 1960-х отошел от
серийной техники и обратился к более
традиционным манерам письма. В некоторых произведениях тяготеет к позднему
романтизму или к экспрессионизму в духе Берга (оперы «Серные рудники» [The Mines of Sulphur, 1965], «Пенни за песенку» [A Penny for a Song, 1967],
«Победа» [Victory, 1970]), в других отдает дань джазу. Автор произведений для оркестра,
концертов для различных инструментов, вокальных циклов, музыки для детей и др.
Много работает в области киномузыки. Выступает как джазовый пианист.
Беннетт
(Bennett), Роберт Расселл (15.6.1894, Канзас
Сити, — 18.8.1981, Нью-Йорк). Американский аранжировщик популярной музыки,
композитор, дирижер. В конце 1920-х учился в Париже у Буланже. Работал аранжировщиком в театрах
Бродвея (за 40 лет оркестровал ок. 300 мюзиклов). Сочинял музыку
для кино и «симфонические картины» на основе произведений Керна, Гершвина и др. Оригинальные композиции
Б. (среди которых есть и симфонии) примечательны не столько качеством
музыкального материала, сколько мастерством инструментовки. Его опера «Мария
Малибран» (о жизни великой певицы XIX в.) ставилась в Нью-Йорке в 1935.
Беннетт
(Bennett), сэр Уильям Стерндейл (13.4.1816, Шеффилд, —
1.2.1875, Лондон). Английский композитор, самая крупная фигура в британской
музыке XIX в. Учился в КАМ (скрипка, фп., композиция). Его 1-й концерт
для фп. с оркестром (1832) удостоился высокой оценки Мендельсона и др. видных
музыкантов. В 1835 и 1836 исполнил в Филармоническом обществе концерты № 2
и 3. В те же годы дважды выезжал в Германию; в лейпцигском Гевандхаузе сыграл
свой 3-й концерт и продирижировал увертюрами «Наяды» (The Naiads, 1836) и
«Паризина» (Parisina, 1835). Шуман откликнулся на выступления Б. восторженной рецензией и
посвятил ему «Симфонические этюды». С
1837 Б. преподавал в КАМ. Продолжал выступать как пианист (в т. ч. в
ежегодных сезонах камерной музыки, которые он организовал в 1842). В 1849
основал Английское баховское общество; в 1854 провел первое в Англии исполнение
«Страстей по Матфею» Баха. В 1855 сменил Вагнера в качестве дирижера
Филармонического общества. В 1856 стал профессором музыки Кембриджского
университета. В 1866 возглавил КАМ; в 1871 был возведен в рыцарское достоинство.
Эстетическим идеалом для Б. была музыка
Моцарта, в которой он видел воплощение классической уравновешенности; из
композиторов-романтиков он предпочитал Мендельсона. В его наследии наиболее
интересны очаровательные юношеские фортепианные концерты (всего 5, 1832—38) и
концертные увертюры. Песни Б. (в т. ч. популярный «Ласкающий ветерок» [Gentle Zephyr])
стилистически родственны вокальным миниатюрам лейпцигских романтиков. Среди др.
произведений — 6 симфоний (1832—64), оратория, кантата, хоры. Б.
весьма сильно повлиял на целое поколение воспитанников КАМ, ориентируя их в
консервативном направлении. У Б. учился Салливен.
Бентсон
(Bentzon), Нильс Вигго (24.8.1919, Копенгаген, — 25.4.2000,
Фредериксберг). Датский композитор, пианист. Учился в Датской королевской
консерватории (Копенгаген), там же преподавал с 1950 по 1988 (среди
учеников — Абрахамсен,
Ф. Мортенсен). Плодовитый композитор, автор оперы «Фауст-3» (Faust III, 1964),
нескольких балетов, многочисленных симфоний, концертов, фортепианных сонат, прелюдий
и фуг, струнных квартетов.
Стиль Б. складывался под влиянием Нильсена и раннего Хиндемита; в более позднем
творчестве он использует серийную технику
и элементы джаза. Написал первый учебник додекафонии на датском языке (1953). Был известен также как художник,
поэт, прозаик и публицист.
Бенуа (Benoit), Петер (Леонард Леопольд) (17.8.1834, Харлебеке, — 8.3.1901,
Антверпен). Бельгийский композитор, дирижер, педагог. Учился в Брюссельской
консерватории у Фетиса.
Некоторое время жил и работал в Германии и Париже; в 1860-х обосновался в
Антверпене. В 1867 основал Фламандскую школу музыки (с 1898 — Фламандская
королевская консерватория); участвовал в организации Фламандской оперы. Среди
произведений Б. преобладают кантаты, оратории и духовные хоры. Будучи поборником
фламандского национального духа, в своем творчестве опирался на фольклор.
Бенуа (Benoist), Франсуа (10.9.1794, Нант, — 6.5.1878, Париж). Французский
органист и педагог. Учился в Парижской консерватории (лауреат Римской премии 1815). В 1819—75 преподавал
там же игру на органе; среди его учеников — Алькан, Франк, Бизе, Сен-Санс.
Бенуччи
(Benucci), Франческо (ок. 1745, ?, — 5.4.1824, Флоренция). Итальянский
певец (бас). С 1783 пел в Вене; зарекомендовал себя как ведущий исполнитель
буффонных ролей. В премьерном спектакле оперы Моцарта «Свадьба Фигаро» (1786)
спел заглавную партию, в первой венской постановке его же оперы «Дон Жуан»
(1788) — роль Лепорелло.
Бен-Хаим
(Ben-Haim), наст. имя и фам. Франкенбургер (Frankenburger), Пауль
(5.6.1897, Мюнхен, — 14.1.1984, Тель-Авив). Израильский композитор. В
1915—20 учился в Мюнхенской академии музыки; в 1924—31 работал дирижером в
Аугсбурге. В 1933 поселился в Палестине. В произведениях, написанных после
репатриации, стремился к синтезу традиционной ближневосточной и западной
музыки. Среди произведений — 2 симфонии военных лет, симфония
«Сладкогласный псалмопевец Израиля» (The Sweet Psalmist of Israel, 1953),
концерты для скрипки (1960) и виолончели (1962) с оркестром, струнный квартет
(1937), хоры, обработки еврейских народных мелодий и др. Среди учеников Б.-Х. —
Авни, Оргад, Шерифф.
Бенчини
(Bencini), Пьетро Паоло (ок. 1670, ?, — 6.6.1755, Рим). Итальянский
композитор. Служил церковным капельмейстером в Риме (с 1743 — в Капелле
Юлия). Автор нескольких ораторий и множества произведений в др. жанрах
церковной музыки.
Его родственниками были римский композитор
Антонио Б. (творил в 1730—42) и флорентийский композитор Джузеппе Б. (творил в
1723—27).
Беншуа (Binchois), собств. Жиль де Бен (Gilles de Bins) (ок. 1400, Монс[?], —
20.9.1460, Суаньи). Франко-фламандский композитор, один из трех ведущих
музыкантов 1-й половины XV в. (двое других — Дюфаи и Данстейбл).
С 1419 — церковный органист в Монсе. В 1423 получил разрешение выехать в
Лилль; вскоре после этого, по-видимому, поступил на службу к Уильяму Поулу (Pole), графу
Саффолкскому. Со 2-й половины 1420-х — в придворной
капелле герцога Бургундского. Ок. 1437 стал секретарем двора. Владел
пребендами в Брюгге, Монсе, Касселе и Суаньи. В 1452 был назначен настоятелем
собора св. Винцента в Суаньи; до конца жизни продолжал получать пансион от
бургундского двора.
В настоящее время Б. обычно воспринимается
лишь как современник Дюфаи; между тем он пользовался репутацией независимого
творца, а его музыка была почти так же популярна, как и произведения Дюфаи.
Шесть песен Б. сохранились в переложении для клавира; теноровые партии двух или
трех из них использовались для «низких танцев» (бас-данс). В середине и 2-й половине XV в.
произведения Б. неоднократно служили основой для пародий, среди которых выделяются месса Окегема
De plus en plus, месса Бидингема Dueil angoisseux и анонимный мотет Esclave puist il devenir. Многие композиции Б. известны по единичным источникам, происходящим
главным образом не из Бургундии, а из Южной Европы, что косвенно
свидетельствует либо об утрате значительной части наследия Б., либо о том, что
она существует анонимно. Песни Б. (преимущественно рондо [1]) продолжают
изысканную куртуазную традицию. Их словесный текст исполняется верхним голосом
на фоне выдержанных длительностей в партиях тенора и контратенора, которые
располагаются ниже основного голоса в пределах квинты. Для стиля песен Б.
характерны изящные мелодии, несложные ритмы и тщательно уравновешенные фразы.
Его духовная музыка стилистически более консервативна. Не сохранилось ни одной
полной мессы Б.; некоторые из дошедших до нас частей месс можно объединить
попарно по сходству музыкального материала. Б. сочинил лишь один изоритмический
мотет, а значение некоторых его небольших духовных пьес ограничивается их
богослужебной функцией.
Духовная муз.: 3 пары Gloria—Credo; 5 пар Sanctus—Agnus Dei;
12 отд. частей месс; свыше 30 др. произв.
Светская муз.: ок. 50 рондо;
несколько танц. пьес; Fille
à marier, мотет.
Бер (Beer), Иоганн (28.2.1655, Санкт-Георг, — 6.8.1700, Вайсенфельс).
Австро-немецкий композитор и теоретик. Был певцом, позднее концертмейстером при
герцогских дворах в Галле и Вайсенфельсе. Музыка Б. ничем не примечательна,
однако он заслуживает внимания как плодовитый композитор и автор любопытных
трактатов о музыке и музыкальном исполнительстве (Musicalische Discurse и др.).
|