Бендикс Бер
Бендикс
(Bendix), Виктор (Эмануэль) (17.5.1851, Копенгаген, 5.1.1926, там же).
Датский композитор и дирижер. Основал (1897) и возглавлял Копенгагенские
филармонические концерты. Автор фортепианных пьес и симфоний, среди которых
выделяется 2-я, соч. 20 «Лето в южной России» (Sommerklange fra Sydrusland, 1888).
Бендинелли
(Bendinelli), Чезаре (?, Верона, 1617, Мюнхен[?]). Итальянский трубач. С
1567 в Вене; с 1580 главный придворный трубач в Мюнхене. Автор
первой в истории школы игры на трубе (Tutta l’arte della trombetta, ок. 1614), в
которую включены самые ранние известные пьесы для регистра кларино, датированные 158488.
Бендль (Bendl), Карел (16.4.1838, Прага, 20.9.1897, там же). Чешский
композитор и дирижер. Учился в Пражской органной школе. С 1865 дирижер
пражского хорового общества Глагол (Hlahol). Работал органистом и хормейстером в пражских
церквах, дирижировал в Праге (в т. ч. в оперных театрах) и др. городах,
преподавал композицию в Пражской консерватории (189497). Автор
ок. 300 хоровых произведений (выделяется кантата «Шванда-волынщик» [Švanda dudák], 1881) и ок. 140 песен,
стилистически родственных музыке Мендельсона и Сметаны. Сочинил также
11 опер (среди которых большие оперы в мейерберовском духе
«Лейла» [Lejla, 1868] и «Черногорцы» [Černohorci, 1881] и трагическая опера «Дитя
Табора» [Dítě Tábora,
188688]), балет, ряд пьес для различных инструментов.
Беневентанское
пение. Традиция одноголосного церковного пения,
существовавшая на юге Италии в XXIII вв.; вероятно, предшествовала распространению в этом регионе григорианского
пения. Рукописи сосредоточены
главным образом в г. Беневенто. Рубрики, тексты и напевы фигурируют в них вместе с
соответствующими вариантами из григорианского (римского) богослужения VII в., что
свидетельствует о самостоятельности Б. п. (или старобеневентанского пения). Напевы
Б. п. статичны и содержат много повторов; их звукоряд обычно не выходит за
рамки 45 ступеней.
Беневоли
(Benevoli), Орацио (19.4.1605, Рим, 17.6.1672, там же). Итальянский
композитор. Служил капельмейстером в различных церквах Рима; в 164445 работал
в Вене, после чего вернулся в Рим и вскоре возглавил Капеллу Юлия. Наследие Б.
состоит из полифонической духовной вокальной музыки. Некоторые его произведения
выдержаны в традициях Палестрины; другие, в соответствии с духом времени,
предназначены для нескольких хоров (cori spezzati, см. Антифонное
пение), а их язык тяготеет к мажороминорной тональности. Долгое время Б.
ошибочно считался автором 53-голосной «Зальцбургской мессы» (Missa salisburgensis),
которую, по-видимому, написал Бибер (ок. 1682).
Бенедетти
(Benedetti), Пьетро (ок. 1585, Флоренция, после 14.7.1649, там же).
Итальянский композитор, священник. Был придворным капелланом во Флоренции, а
после 1630 каноником флорентийской церкви Сан-Лоренцо. Сольные вокальные
пьесы Б., обнародованные в виде 3 книг под общим заглавием Musiche (161117),
могут служить иллюстрацией крайностей музыкального маньеризма начала XVII в.: их
стиль характеризуется обилием острых, часто неприготовленных диссонансов и
необычных гармонических последований, частыми нарушениями ритмической
регулярности и внезапными переходами от пения к декламации.
Бенедетти
(Benedetti), Франческо Мария (1683, Ассизи, 1746, там же). Итальянский
композитор, монах-францисканец. В 171316 и после 1729 был соборным
капельмейстером в Ассизи; служил также в Турине и Аосте. Автор многочисленных,
часто весьма масштабных литургических композиций, стилистически родственных
церковной музыке Вивальди.
Бенедетти
Микеланджели (Benedetti Michelangeli), Артуро (5.1.1920,
Брешиа, 12.6.1995, Лугано). Итальянский пианист. Учился в Миланской
консерватории. В 1939 стал победителем международного конкурса в Женеве. В 1946
дебютировал в Лондоне, 2 года спустя в США. Игра Б. М.
характеризовалась исключительным богатством пианистических красок и сочетанием
романтического темперамента с классической уравновешенностью; он славился
прежде всего как интерпретатор Д. Скарлатти, Бетховена, Шопена, Брамса,
Дебюсси. Преподавал в Болонье, Венеции, вел классы высшего исполнительского
мастерства; среди его учеников Демус, Клин, Поллини, Аргерих.
Бенедикт
(Benedict), сэр Джулиус (27.11.1804,
Штутгарт, 5.6.1885, Лондон). Английский композитор и дирижер немецкого
происхождения. Среди его учителей Гуммель, Вебер (182124) и Барбайя. Прежде чем обосноваться в Лондоне (1835), работал оперным
дирижером в Неаполе. В 183848 дирижировал спектаклями театра Друри-Лейн, после 1852 Театра Ее
Величества. В 184578 регулярно выступал с концертами на фестивалях в Норуиче.
Автор итальянских и английских опер, эпигон Россини. Огромной популярностью
среди британской публики пользовалась опера Б. «Лилия из Килларни» (The Lily of Killarney,
1862). Среди др. произведений кантата «Легенда о св. Цецилии» (The Legend of St Cecilia, 1866),
оратория, 2 симфонии, 2 фортепианных концерта, инструментальные
пьесы.
Benedictus (бенедиктус, лат. «благословен»). Фрагмент Sanctus 4-й части ординария католической мессы,
исполняемый между первым и вторым возглашениями «Осанна в вышних!» (Hosanna in excelsis). Поется на текст:
Benedictus qui venit in nomine Domini («Благословен Грядущий во имя Господне», Мф. 21:9). Известен
с VII в.;
в многоголосных мессах, начиная с эпохи Возрождения, обычно представляет собой
самостоятельный раздел, часто для неполного исполнительского состава.
В православном богослужении «Благословен» входит
в состав евхаристического канона. Со слова «благословен» начинаются также
четыре библейские песни Давида, Азарии, Трех отроков и Захарии.
Benedicite (бенедиците, лат. «благословите»).
Библейская песнь трех отроков («Благословите, все дела Господни,
Господа…», Дан. 3:57 и далее). В католической церкви исполняется как
респонсорное песнопение во время субботней мессы в дни Рождественского и
Великого постов и на воскресной утрене, в англиканской церкви ежедневно в дни Великого поста.
Бёнер (Böhner), (Иоганн) Людвиг (8.1.1787, Тоттельштедт, 28.3.1860, Гота).
Немецкий пианист, дирижер, композитор, педагог. Учился в Эрфурте, занимался у Шпора. Автор многочисленных виртуозных
фортепианных пьес, произведений для оркестра (в т. ч. эффектных концертных
увертюр) и опер, в музыке которых широко использован фольклор (в этом отношении
Б. явился предшественником Вебера). После 1830 не сочинял. Колоритная фигура
Б. прототип капельмейстера Крейслера, одного из центральных персонажей
прозы Э. Т. А. Гофмана.
Бенет (Benet), Джон (творил между 1420 и 1450[?]). Английский композитор.
По-видимому, после 1443 служил хормейстером в лондонской церкви
св. Антония и был членом Лондонской гильдии приходских священников. От
него сохранились 3 полные мессы (одна из них приписывается также Данстейблу
и Леонелу Пауэру, авторство
второй вызывает сомнения), отдельные части месс, 3 изоритмических мотета.
В ранних произведениях Б. есть технические погрешности, однако в поздних ему
удается добиться гармонической ясности и ритмической плавности, присущих
зрелому стилю Данстейбла.
Бенинкори
(Benincori), Анджело Мария (28.3.1779, Брешиа, 30.12.1821, Бельвиль).
Итальянский композитор. Ученик Чимарозы. Пытался сделать карьеру оперного композитора в Париже, однако
лишь одна из его 7 опер, «Аладин» (Aladin, 1821), имела успех. Большей ценностью обладают
его камерно-инструментальные произведения, написанные под влиянием Гайдна.
Беннетт
(Bennett), Джон (между 1575 и 1580 не ранее
1614). Английский композитор. Вероятно, происходил из графства Ланкашир. Судя
по единственной публикации Б., сборнику четырехголосных мадригалов (Madrigalls to Foure Voyces, 1599),
был выдающимся мастером; среди его мадригалов есть как легкие полифонические
канцонетты, родственные пьесам Морли,
так и пьесы более возвышенного стиля, напоминающие музыку Дауленда (к
последнему типу относится самый известный мадригал Б. O sleep, fond fancie).
Беннетт
(Bennett), сэр Ричард Родни (р. 29.3.1936,
Бродстейрс). Английский композитор и пианист. К 16 годам был автором
додекафонных сочинений. В 195357 учился в КМК (среди учителей Беркли);
продолжил обучение в Париже у Булеза (195759). В 1960-х отошел от
серийной техники и обратился к более
традиционным манерам письма. В некоторых произведениях тяготеет к позднему
романтизму или к экспрессионизму в духе Берга (оперы «Серные рудники» [The Mines of Sulphur, 1965], «Пенни за песенку» [A Penny for a Song, 1967],
«Победа» [Victory, 1970]), в других отдает дань джазу. Автор произведений для оркестра,
концертов для различных инструментов, вокальных циклов, музыки для детей и др.
Много работает в области киномузыки. Выступает как джазовый пианист.
Беннетт
(Bennett), Роберт Расселл (15.6.1894, Канзас
Сити, 18.8.1981, Нью-Йорк). Американский аранжировщик популярной музыки,
композитор, дирижер. В конце 1920-х учился в Париже у Буланже. Работал аранжировщиком в театрах
Бродвея (за 40 лет оркестровал ок. 300 мюзиклов). Сочинял музыку
для кино и «симфонические картины» на основе произведений Керна, Гершвина и др. Оригинальные композиции
Б. (среди которых есть и симфонии) примечательны не столько качеством
музыкального материала, сколько мастерством инструментовки. Его опера «Мария
Малибран» (о жизни великой певицы XIX в.) ставилась в Нью-Йорке в 1935.
Беннетт
(Bennett), сэр Уильям Стерндейл (13.4.1816, Шеффилд,
1.2.1875, Лондон). Английский композитор, самая крупная фигура в британской
музыке XIX в. Учился в КАМ (скрипка, фп., композиция). Его 1-й концерт
для фп. с оркестром (1832) удостоился высокой оценки Мендельсона и др. видных
музыкантов. В 1835 и 1836 исполнил в Филармоническом обществе концерты № 2
и 3. В те же годы дважды выезжал в Германию; в лейпцигском Гевандхаузе сыграл
свой 3-й концерт и продирижировал увертюрами «Наяды» (The Naiads, 1836) и
«Паризина» (Parisina, 1835). Шуман откликнулся на выступления Б. восторженной рецензией и
посвятил ему «Симфонические этюды». С
1837 Б. преподавал в КАМ. Продолжал выступать как пианист (в т. ч. в
ежегодных сезонах камерной музыки, которые он организовал в 1842). В 1849
основал Английское баховское общество; в 1854 провел первое в Англии исполнение
«Страстей по Матфею» Баха. В 1855 сменил Вагнера в качестве дирижера
Филармонического общества. В 1856 стал профессором музыки Кембриджского
университета. В 1866 возглавил КАМ; в 1871 был возведен в рыцарское достоинство.
Эстетическим идеалом для Б. была музыка
Моцарта, в которой он видел воплощение классической уравновешенности; из
композиторов-романтиков он предпочитал Мендельсона. В его наследии наиболее
интересны очаровательные юношеские фортепианные концерты (всего 5, 183238) и
концертные увертюры. Песни Б. (в т. ч. популярный «Ласкающий ветерок» [Gentle Zephyr])
стилистически родственны вокальным миниатюрам лейпцигских романтиков. Среди др.
произведений 6 симфоний (183264), оратория, кантата, хоры. Б.
весьма сильно повлиял на целое поколение воспитанников КАМ, ориентируя их в
консервативном направлении. У Б. учился Салливен.
Бентсон
(Bentzon), Нильс Вигго (24.8.1919, Копенгаген, 25.4.2000,
Фредериксберг). Датский композитор, пианист. Учился в Датской королевской
консерватории (Копенгаген), там же преподавал с 1950 по 1988 (среди
учеников Абрахамсен,
Ф. Мортенсен). Плодовитый композитор, автор оперы «Фауст-3» (Faust III, 1964),
нескольких балетов, многочисленных симфоний, концертов, фортепианных сонат, прелюдий
и фуг, струнных квартетов.
Стиль Б. складывался под влиянием Нильсена и раннего Хиндемита; в более позднем
творчестве он использует серийную технику
и элементы джаза. Написал первый учебник додекафонии на датском языке (1953). Был известен также как художник,
поэт, прозаик и публицист.
Бенуа (Benoit), Петер (Леонард Леопольд) (17.8.1834, Харлебеке, 8.3.1901,
Антверпен). Бельгийский композитор, дирижер, педагог. Учился в Брюссельской
консерватории у Фетиса.
Некоторое время жил и работал в Германии и Париже; в 1860-х обосновался в
Антверпене. В 1867 основал Фламандскую школу музыки (с 1898 Фламандская
королевская консерватория); участвовал в организации Фламандской оперы. Среди
произведений Б. преобладают кантаты, оратории и духовные хоры. Будучи поборником
фламандского национального духа, в своем творчестве опирался на фольклор.
Бенуа (Benoist), Франсуа (10.9.1794, Нант, 6.5.1878, Париж). Французский
органист и педагог. Учился в Парижской консерватории (лауреат Римской премии 1815). В 181975 преподавал
там же игру на органе; среди его учеников Алькан, Франк, Бизе, Сен-Санс.
Бенуччи
(Benucci), Франческо (ок. 1745, ?, 5.4.1824, Флоренция). Итальянский
певец (бас). С 1783 пел в Вене; зарекомендовал себя как ведущий исполнитель
буффонных ролей. В премьерном спектакле оперы Моцарта «Свадьба Фигаро» (1786)
спел заглавную партию, в первой венской постановке его же оперы «Дон Жуан»
(1788) роль Лепорелло.
Бен-Хаим
(Ben-Haim), наст. имя и фам. Франкенбургер (Frankenburger), Пауль
(5.6.1897, Мюнхен, 14.1.1984, Тель-Авив). Израильский композитор. В
191520 учился в Мюнхенской академии музыки; в 192431 работал дирижером в
Аугсбурге. В 1933 поселился в Палестине. В произведениях, написанных после
репатриации, стремился к синтезу традиционной ближневосточной и западной
музыки. Среди произведений 2 симфонии военных лет, симфония
«Сладкогласный псалмопевец Израиля» (The Sweet Psalmist of Israel, 1953),
концерты для скрипки (1960) и виолончели (1962) с оркестром, струнный квартет
(1937), хоры, обработки еврейских народных мелодий и др. Среди учеников Б.-Х.
Авни, Оргад, Шерифф.
Бенчини
(Bencini), Пьетро Паоло (ок. 1670, ?, 6.6.1755, Рим). Итальянский
композитор. Служил церковным капельмейстером в Риме (с 1743 в Капелле
Юлия). Автор нескольких ораторий и множества произведений в др. жанрах
церковной музыки.
Его родственниками были римский композитор
Антонио Б. (творил в 173042) и флорентийский композитор Джузеппе Б. (творил в
172327).
Беншуа (Binchois), собств. Жиль де Бен (Gilles de Bins) (ок. 1400, Монс[?],
20.9.1460, Суаньи). Франко-фламандский композитор, один из трех ведущих
музыкантов 1-й половины XV в. (двое других Дюфаи и Данстейбл).
С 1419 церковный органист в Монсе. В 1423 получил разрешение выехать в
Лилль; вскоре после этого, по-видимому, поступил на службу к Уильяму Поулу (Pole), графу
Саффолкскому. Со 2-й половины 1420-х в придворной
капелле герцога Бургундского. Ок. 1437 стал секретарем двора. Владел
пребендами в Брюгге, Монсе, Касселе и Суаньи. В 1452 был назначен настоятелем
собора св. Винцента в Суаньи; до конца жизни продолжал получать пансион от
бургундского двора.
В настоящее время Б. обычно воспринимается
лишь как современник Дюфаи; между тем он пользовался репутацией независимого
творца, а его музыка была почти так же популярна, как и произведения Дюфаи.
Шесть песен Б. сохранились в переложении для клавира; теноровые партии двух или
трех из них использовались для «низких танцев» (бас-данс). В середине и 2-й половине XV в.
произведения Б. неоднократно служили основой для пародий, среди которых выделяются месса Окегема
De plus en plus, месса Бидингема Dueil angoisseux и анонимный мотет Esclave puist il devenir. Многие композиции Б. известны по единичным источникам, происходящим
главным образом не из Бургундии, а из Южной Европы, что косвенно
свидетельствует либо об утрате значительной части наследия Б., либо о том, что
она существует анонимно. Песни Б. (преимущественно рондо [1]) продолжают
изысканную куртуазную традицию. Их словесный текст исполняется верхним голосом
на фоне выдержанных длительностей в партиях тенора и контратенора, которые
располагаются ниже основного голоса в пределах квинты. Для стиля песен Б.
характерны изящные мелодии, несложные ритмы и тщательно уравновешенные фразы.
Его духовная музыка стилистически более консервативна. Не сохранилось ни одной
полной мессы Б.; некоторые из дошедших до нас частей месс можно объединить
попарно по сходству музыкального материала. Б. сочинил лишь один изоритмический
мотет, а значение некоторых его небольших духовных пьес ограничивается их
богослужебной функцией.
Духовная муз.: 3 пары GloriaCredo; 5 пар SanctusAgnus Dei;
12 отд. частей месс; свыше 30 др. произв.
Светская муз.: ок. 50 рондо;
несколько танц. пьес; Fille
à marier, мотет.
Бер (Beer), Иоганн (28.2.1655, Санкт-Георг, 6.8.1700, Вайсенфельс).
Австро-немецкий композитор и теоретик. Был певцом, позднее концертмейстером при
герцогских дворах в Галле и Вайсенфельсе. Музыка Б. ничем не примечательна,
однако он заслуживает внимания как плодовитый композитор и автор любопытных
трактатов о музыке и музыкальном исполнительстве (Musicalische Discurse и др.).
|