Бич Блицстайн
Бич (итал. frusta,
flagello, англ. whip, франц. fouette, нем. Peitsche). Ударный инструмент, имитирующий щелканье
бича. Состоит из двух узких деревянных пластин, скрепленных в виде буквы V; для получения
звука пластины с силой ударяются друг о друга. Б. часто встречается в
оркестровых партитурах XX в., в т. ч. у Малера, Вареза, Бриттена, Равеля (его
Концерт G-dur для фп. с оркестром открывается ударом Б.).
Бич (Beach), урожд. Чейни (Cheney), Эми Мэрси (подписывалась Mrs H. H. A. Beach) (5.9.1867, Хенникер,
Нью-Гэмпшир, 27.12.1944, Нью-Йорк). Американский композитор, пианистка.
До середины 1910-х много концертировала в Европе и сочиняла в стиле
американских эпигонов Брамса таких, как Чедуик и Фут. Ее более поздние произведения отмечены
влиянием Мак-Дауэлла и Дебюсси. Б. первая американка, получившая
признание как композитор серьезной музыки. Сочиненный ею духовный гимн The Canticle of the Sun (1928) все еще сохраняется в церковном репертуаре. За последнее время
существенно возрос интерес исполнителей и аудитории к инструментальному и
фортепианному творчеству Б.
Бичем (Beecham), сэр Томас (29.4.1879, Сент Хиленс, 8.3.1961, Лондон).
Английский дирижер и антрепренер, сын промышленника и мецената Дж. Бичема.
Занимался в Лондоне у Ч. Вуда и в Париже у Морица Мошковского (Moszkowski), однако
дирижерскому искусству выучился в основном самостоятельно. В 1909 организовал
собственный СО (Beecham Symphony Orchestra); с 1910 проводил оперные сезоны в Ковент-Гарден,
театрах Его Величества и Друри-Лейн.
Познакомил английскую публику с новинками русской и французской музыки, с
произведениями Р. Штрауса (в частности, его операми «Саломея» и «Электра»),
Дилиуса. Финансировал первые лондонские гастроли Русских балетов Дягилева (1911, 1913), дирижировал спектаклями
дягилевской труппы. В 1915 основал Оперную труппу Бичема (Beecham Opera Company),
которая впоследствии была преобразована в Британскую
нац. оперную труппу. В 1920 перестал финансировать оперные сезоны и
сосредоточился главным образом на исполнительстве. В 1932 основал Лондонский ФО, с которым гастролировал
на континенте. В 193539 был художественным руководителем театра Ковент-Гарден,
на сцене которого поставил, в частности, «Кольцо нибелунга» Вагнера. Годы
второй мировой войны провел в США, работал с Сиэтлским СО и др. По возвращении в Великобританию (1946) основал Королевский ФО. Обладал сильной,
властной, несколько эксцентричной индивидуальностью; его лучшие интерпретации
характеризуются безупречно выверенными пропорциями, естественностью фразировки,
внутренней значительностью. Среди высших исполнительских достижений Б. «Мессия» Генделя, музыка венских классиков
(прежде всего «Лондонские симфонии» Гайдна), «Кармен» Бизе, «Богема» Пуччини,
произведения Дилиуса.
Бишоп (Bishop), сэр Генри Р(аули) (18.11.1786, Лондон, 30.4.1855, там же).
Английский композитор. Систематического музыкального образования не получил;
брал уроки гармонии у Бьянки.
Первые же оперы и балеты Б. завоевали симпатии лондонской публики, что
предопределило его назначение на должность музыкального руководителя Ковент-Гарден (181024). За это время
осуществил множество новых постановок английских и иностранных опер, в
т. ч. в собственных обработках. С 1819 регулярно дирижировал
великопостными концертами ораториальной музыки. Входил в число учредителей
Филармонического общества; преподавал гармонию в КАМ. В 1824 стал музыкальным
руководителем театра Друри-Лейн, где
2 года спустя была поставлена самая значительная из его опер, «Аладдин» (Aladdin).
Продолжал сочинять для театра до 1840, после чего сосредоточился главным
образом на дирижировании. В 1842 первым из музыкантов был возведен в рыцарское
достоинство.
Всего Б. создал ок. 70 сценических
произведений, главным образом между 1813 и 1820. Значительная часть его
композиций не более чем обработки известных напевов. Самые популярные
песни Б. такие, как Tell me, my heart и Home, sweet home, стали неотъемлемой частью национальной
традиции, тогда как произведения, для которых они были написаны
(соответственно, «Генрих IV» [Henry Quatre, 1820] и «Клари, или Барышня из Милана» [Clari, or The Maid of Milan, 1823]),
давно забыты. Неувядаемой популярностью пользуются его гли (например, Blow, gentle gales).
Его жена Анна, урожд. Ривьер (Riviere) (9.1.1810,
Лондон, 18 или 19.3.1884, Нью-Йорк), певица (сопрано). В 1839,
после 8 лет брака, ушла к арфисту Бокса. Гастролировала во многих странах (до 1855 вместе с Бокса),
вызывая восхищение публики своей безупречной вокальной техникой и артистизмом.
Выступила в первой американской постановке оперы Флотова «Марта, или Ричмондский рынок» (Нью-Йорк,
1852).
Бишоп-Ковачевич см. Ковачевич.
Блаве (Blavet), Мишель (крещен 13.3.1700, Безансон,
28.10.1768, Париж). Французский композитор и один из самых прославленных
флейтистов своего времени. Часто играл в Духовных
концертах, позднее служил при дворе графа Клермонского, при королевском
дворе, выступал в Парижской опере.
Сочинения Б. 12 флейтовых сонат и 6 дуэтов (172840),
концерты, 4 произведения для музыкального театра стилистически
родственны итальянским образцам соответствующих жанров. В своем пастиччо «Исправившийся ревнивец» (Le jaloux corrigé, 1752) первым из французских композиторов использовал речитативы secco
итальянского типа.
«Благородные
и сентиментальные вальсы» (Valses nobles et sentimentales). Фортепианное произведение Равеля, состоит из 7 вальсов и
эпилога (1911, оркестровая версия 1912).
Благослав
(Blahoslav), Ян (20.2.1523, Пржеров, 24.11.1571, Моравски-Крумлов).
Чешский теоретик и гимнограф. Учился в Виттенбергском университете. С
1557 епископ. Автор первого чешского трактата по музыке (Musica, 1558),
составитель «Шамотульского песенника» (Šamotulký Kancionál), включающего
свыше 450 протестантских гимнов, в т. ч. на тексты самого Б.
Блазиус
(Блазиюс, Blasius), (Матьё-)Фредерик (24.4.1758,
Лотербур, 1829, Версаль). Французский композитор. Работал как скрипач и
концертмейстер в Париже (в 17901816 в театре Комеди-итальен). Автор
нескольких сценических произведений, революционных гимнов и др. пьес для
военного оркестра, концертов, камерно-инструментальных ансамблей. В струнных
квартетах Б. отдельные партии практически равноценны, что необычно для
французской музыки его времени.
Бламенфелд
(Blumenfeld), Гаролд (р. 15.10.1923, Сиэтл).
Американский композитор. Учился в Истменской
школе музыки у Роджерса, в Йельском университете у Хиндемита, в Тэнглвуде у Бернстайна и др.; с 1950 преподаватель
Вашингтонского университета в Сент-Луисе. В 196266 возглавлял Сент-Луисский
оперный театр, в 196071 оперную студию Вашингтонского университета, где
под его руководством ставились оперы разных эпох, от барокко до XX в. После 1970 написал несколько опер и др. вокальных произведений,
в стилистике которых обнаруживаются родственные связи с музыкой Берио,
Крамба, Картера. Значительное
место в творчестве Б. занимают произведения на слова Артюра Рембо.
Бланджини
(Бланжини, Blangini), (Джузеппе Марко Мария) Феличе (18.11.1781,
Турин, 18.12.1841, Париж). Французский композитор и преподаватель пения,
по происхождению итальянец. В Париже обосновался в 1799; вскоре приобрел
популярность как певец, композитор и педагог. В 180530 работал в Мюнхене,
Касселе и Париже; некоторое время состоял на службе у Полины Боргезе, сестры
Наполеона I. Автор ок. 30 опер, церковных произведений, многочисленных
романсов, вокальных ноктюрнов и канцонетт. Наиболее ценную часть наследия Б.
составляет камерно-вокальная музыка, в которой французское изящество сочетается
с итальянской мелодичностью.
Бланкенбург
(Blankenburg), Квиринус Гебрандсон ван (1654, Гоуда, 12.5.1739, Гаага).
Нидерландский композитор и теоретик. Служил органистом в церквах Роттердама,
Горинхема и Гааги; приобрел широкую известность как эксперт по церковным
органам и колоколам. В 1732 вышел в свет сборник клавирной музыки Б.,
включающий орнаментированные варианты голландских протестантских гимнов и псалмов XVI в. От Б.
сохранились рукописные сборники с вокальными и клавирными оригинальными пьесами
и обработками, а также трактат о генерал-басе Elementa musica (1739).
Бланшар
(Blanchard), Анри-Луи (апрель[?] 1791, по др. сведениям, 7.2.1778, Бордо,
18.12.1858, Париж). Французский композитор и музыкальный критик. Учился в
Париже у Крейцера (скрипка), Мегюля и Рейхи (композиция).
Автор водевилей, театральных пьес и опер. С 1836 редактировал периодические
издания Revue musicale и Gazette musicale.
Бланшар
(Blanchard), Эспри Жозеф Антуан (29.2.1696, Перн, 19.4.1770, Версаль).
Французский композитор. Служил в церквах и соборах (в 173438 в
Амьенском соборе), работал в версальской Королевской капелле (с 1761
капельмейстер). Духовная музыка Б. продолжает традицию французского барокко.
Бланше (Blanchet). Семья французских инструментальных мастеров, изготовителей
клавесинов и фп. (конец XVII середина XIX в.). Уже первые инструменты семейной фирмы Б. пользовались
большим успехом (на большом клавесине Б. играл Ф. Куперен); в середине XVIII в. фирма
стала поставщиком королевского двора. Представители третьего поколения семьи
Б., прежде всего Франсуа-Этьен Б.-младший (ок. 17301766), чьим
сотрудником и преемником был Таскин,
делали высококачественные копии фламандских инструментов XVII в. Пианино фирмы Б.
(первое из которых появилось в 1827) также пользовались успехом и часто
копировались.
Бларамберг,
Павел Иванович (26.9.1841, Оренбург, 28.3.1907,
Ницца). Русский композитор и публицист. Официального музыкального образования
не получил; брал уроки фп. у Балакирева. Служил в Морском министерстве, работал
в редакции газеты «Русские ведомости», преподавал в музыкальных учебных
заведениях. В композиторском наследии Б. наиболее заметны оперы (в т. ч.
выдержанная в духе мейерберовской большой оперы «Мария Бургундская»,
1878, пост. 1888, Москва) и не лишенные изящества романсы.
Блахер (Blacher), Борис (19.1.1903, Китай, 30.1.1975, Западный Берлин).
Немецкий композитор. В 192426 учился в Берлинской ВМШ, в 192731 в
Берлинском университете. В 194870 преподавал в Берлинской ВМШ (с 1953
директор); среди его учеников Айнем, Баллиф, Клаус Хубер,
Клебе, Кельтерборн, Райман, Шерифф, Роннефельд, Харбисон. Стиль Б. складывался под влиянием
Стравинского, Сати, Мийо, джаза. По-видимому, в практике джазового
исполнительства коренится принцип варьируемых метров, на котором основывается
значительная часть произведений Б., созданных после 1950. Примерно тогда же Б.
обратился к додекафонии. Работал
главным образом в области музыкального театра. Среди опер Б. выделяются «Княжна
Тараканова» (Fürstin
Tarakanowa, 1941), «Ромео и Джульетта» (Romeo und Julia,
1943), бестекстовая «Абстрактная опера № 1» (Abstrakte Oper No. 1, 1953),
«Двести тысяч талеров» (Zweihunderttausend
Taler) по Шолом-Алейхему (1969), среди балетов
«Гамлет» (Hamlet, 1969), «Тристан» (Tristan, 1965). Одно из центральных произведений Б. оратория «Великий
инквизитор» (Der
Großinquisitor) по Достоевскому (194245). В
настоящее время относительно часто исполняется инструментальная музыка Б.:
«Концертная музыка» (Concertante
Musik) для оркестра (1937), Вариации на тему Паганини для
оркестра (1947), концерты для фп. (2) и скрипки с оркестром, Фортепианное трио
(1970), струнные квартеты (5) и др. В 1960-х сочинял также электронную
музыку.
Блахут (Blachut), Бено (14.6.1913, Острава-Витковице, 10.1.1985, Прага). Чешский
певец (тенор). Учился в Пражской консерватории. С 1941 солист пражского
Нац. театра, где был ведущим исполнителем драматических и героических партий в
операх чешских и немецких композиторов.
Блейер (Bleyer), Георг (крещен 28.10.1647, Тифурт, после 1694, ?). Немецкий
композитор. Служил придворным музыкантом в Рудольштадте и Закс-Лауэнбурге.
Автор духовных произведений, а также сборника танцев во французском стиле
(1670) и сборника 12 сонат для 24 инструментов (Zodiacus musicus,
1683).
Блейер (Bleyer), Николаус (2.2.1591, Штольценау, 3.5.1658, Любек). Немецкий
скрипач и композитор. С 1617 музыкант придворного оркестра в Бюкебурге;
с 1621 городской музыкант в Любеке. Автор многочисленных скрипичных
паван, гальярд и др.
танцевальных пьес, фактура которых изобилует пышными фигурациями и двойными
нотами.
Блейк (Blake), Дэвид (Леонард) (р. 2.9.1936, Лондон). Английский композитор.
Учился в Кембридже, затем в Восточном Берлине у Айслера, который серьезно повлиял на
становление его стиля. В творчестве Б. отразился также интерес к
дальневосточной культуре (кантата Lumina, 1969) и музыке стран Карибского бассейна
(опера «День всех святых» [Toussaint], 1977). В 196394 преподаватель Йоркского университета (с 1981
профессор; среди учеников Малдауни).
Бленвиль
(Blainville), Шарль Анри де (ок. 1710, близ Тура, ок. 1777,
Париж[?]). Французский теоретик и композитор, автор нескольких теоретических
трудов, в одном из которых объявил об «открытии» третьего лада, промежуточного
между мажором и минором; сочинил симфонию в этом ладу (1751). Среди др.
произведений опера, песни, сонаты, симфонии.
Блёх (Блох, Bloch), Аугустын (Хиполит) (р. 13.8.1929, Грудзёндз). Польский
композитор, органист. Учился в Варшавской консерватории у Шелиговского. Подобно многим польским композиторам
своего поколения, в 1960-х отошел от неоклассицизма
и обратился к более современным средствам выразительности. Искусство Б.
вдохновлено религиозными идеями. Среди важнейших произведений балет
«Ожидание» (Oczekiwanie, 1963), Dialoghi для скрипки с оркестром (1966), «Гильгамеш» (Gilgamesz) для хора и
оркестра (1969), «Радостный псалом» (Salmo gioioso) для сопрано и духовых (1972), Jubilate для органа
(1975), «Слои времени» (Warstwy
czasu) для оркестра (1978), Anenaiki для хора и электронных
звучаний (1979), «Останься, Господи, с нами» (Zostań, Panie, z nami)
для оркестра (1987), Exaltabo
Te для хора (1989), «Не убий!» (Nie zabijaj!) для баритона,
виолончели, хора и оркестра (1991), Oratorium Gedanense 1997 для органа, хора и оркестра.
Блех (Blech), Лео (21.4.1871, Ахен, 24.8.1958, Западный Берлин). Немецкий
дирижер и композитор. Учился в Берлине, в т. ч. композиции у Хумпердинка. С 1893 дирижировал в Ахене, затем в
пражском Немецком театре. С 1906 работал главным образом в Берлине, первоначально
в Придворной опере (с 1913 генералмузикдиректор), затем в Немецком
оперном доме, Народной опере, Гос. опере (с 1926). Славился как интерпретатор
Вагнера и Верди, а также как симфонический дирижер. В середине 1930-х
эмигрировал, работал в оперных театрах Риги и Стокгольма. После войны вернулся
в Берлин; с 1949 до 1953 дирижировал спектаклями Берлинской городской оперы
(будущей Немецкой оперы). Автор 4 опер (успехом пользовалась опера
«Запечатленный» [Versiegelt, 1908, Гамбург]), произведений для оркестра и др.
Блисс (Bliss), сэр Артур (Драммонд) (2.8.1891, Лондон, 27.3.1975, там же).
Английский композитор. Учился в Кембриджском университете у Ч. Вуда; занимался также у Стэнфорда,
Воан-Уильямса, Холста. В годы
первой мировой войны служил в армии на территории Франции. Непосредственно
после войны заявил о себе как художник иронического склада, духовный собрат
композиторов французской Шестерки («Пирушка» [Rout], 1920). В
последующих оркестровых сочинениях таких, как «Симфония красок» (A Colour Symphony,
1922), Интродукция и Allegro (1926), Музыка для струнных (1935), выступил наследником
английской позднеромантической традиции. Среди др. произведений Б.
симфония «Герои утра» (Morning Heroes) для чтеца, хора и оркестра (1930), балеты «Шах и мат» (Checkmate,
1937), «Чудо в Горбалсе» (Miracle in the Gorbals, 1944),
«Адам Зеро» (Adam Zero, 1946), опера «Олимпийцы» (The Olympians,
1949), концерты для фп. (1938), скрипки (1955), виолончели (1970) с оркестром,
песни, камерно-инструментальные ансамбли, пьесы для фп. В 1953 был удостоен
титула Королевского магистра музыки.
Блицстайн
(Blitzstein), Марк (2.3.1905, Филадельфия, 22.1.1964, Фор-де-Франс,
Мартиника). Американский композитор. В 192426 учился в Институте Кёртиса, затем совершенствовался в Париже у Буланже
и в Берлине у Шёнберга. В 1935 познакомился в Нью-Йорке с Айслером и Брехтом, под влиянием которых стал
последователем доктрины «искусства для общества»; в духе последней создал
мюзикл «Колыбель будет качаться» (The Cradle will Rock, 1937), оперу «Нет вместо ответа» (No for an Answer, 1941) и
др., менее значительные сочинения на социальные сюжеты, в т. ч. о рабочем
движении. Среди произведений Б., не предназначенных для театра, выделяются
симфоническая поэма «Утро свободы» (Freedom Morning, 1943) и симфония
для чтеца, тенора, баритона, мужского хора и оркестра «Оторвавшийся от земли» (The Airborne,
1946), в которой отражен армейский опыт ее автора (в годы второй мировой войны
Б. служил в военной авиации США).
|