Митрополит Сурожский Антоний Труды. Книга первая.

3-е издание

Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви ИС Р 14-406-0646

1097 страниц, 51 иллюстрация
М., «Практика», 2014.

Переплет.
Цена: 638 р.

 

Добавить в корзину  
   

 

Издательство «Практика» выпускает третьим изданием «Труды» митрополита Сурожского Антония, на сегодняшний день самое полное собрание его текстов. Митрополит Антоний скончался в 2003 году, но его наследие не теряет актуальности, что свойственно слову, основанному на глубоком, подлинном духовном опыте.

В первой книге отражены темы, наиболее характерные для мысли Владыки (врача, естественника по образованию): материя и дух, жизнь и смерть, вера и сомнение, человек во взаимоотношении с Богом, их встреча, пути Божии в мире. Книга содержит обширную библиографию трудов митрополита Антония, комментарии, тематический, именной указатели и множество фотографий.

Книга предназначена самому широкому кругу читателей: не только православным, но каждому, кто хочет и готов услышать, что говорит Православная Церковь современному человеку.

 

 Аннотация

Митрополит Антоний не пишет чисто богословских трудов, но его проповеди и беседы содержат своеобразное и продуманное православное богословие.
В становлении богословского мышления митрополита Антония большую роль сыграла персоналистическая философия Н. А. Бердяева, в первую очередь (намеченное им и углубленное митрополитом Антонием) учение о противопоставлении индивидуальности и личности, а также центральная мысль М. Бубера о бытии как отношении Я—Ты.
В зрелом богословии митрополита Антония мы прежде всего различаем три особенности:
I. Евангелизм. Эта особенность выражается прежде всего в том, что стилистически и формально проповеди и беседы митрополита Антония построены так, чтобы служить как бы мостом между слушателями и Евангелием. Они максимально сокращают расстояние, отделяющее современного человека от живого Христа, и делают его участником Евангельской истории.
II. Литургичность. В данном контексте это означает, что богословие митрополита Антония облекает в слова безмолвное по преимуществу Таинство Церкви: не какую-либо часть церковного обряда и не одно из Таинств, но совокупность церковного общения. Его слово вводит человека в Церковь подобно священнодействию.
III. Антропологичность. Эту особенность своего учения отмечает и сам митрополит Антоний (см. его ответ на вопрос: «Во что верит Бог?» — «Он верит в человека»). Его проповедь сознательно нацелена на то, чтобы вернуть испуганному и оглушенному миром современнику веру в себя. Митрополит Антоний постоянно подчеркивает безмерную глубину каждой человеческой личности, бесконечную ценность человека для Бога и постоянно присутствующую возможность общения между Богом и человеком. Это общение в каком-то смысле равноправно, то есть подобно отношениям любви или дружбы, а не господства и рабства. Именно как личные и неповторимые отношения с Богом митрополит Антоний понимает и описывает молитву во многих выступлениях на эту тему. Благодаря сосредоточенности митрополита Антония на человеке во всей полноте бытия его проповедь производит впечатление обращенной к каждому лично, несмотря на то что зачастую его слушают толпы. Она вызывает каждого человека на личный диалог с Богом.
Внимательный читатель различит в текстах митрополита Антония отголосок богословской беседы с протоиереем Г. Флоровским, В. Н. Лосским и со многими другими русскими богословами нашего века, укорененность в святоотеческом наследии, особенно в аскетической литературе, а также открытость к диалогу с другими религиями и культурами (позднеиудейская письменность, восточная мистика, современная психология). Но и самый неискушенный слушатель слова митрополита Антония точно чувствует суть его проповеди, богословия и служения: постоянно звучащая весть современникам о том, что Бог — здесь.
Митрополит Антоний любит повторять, перефразируя святого Феофана Затворника, что ощущение Божьего присутствия должно в нас быть непосредственным, как зубная боль. Это прежде всего относится к нему самому. Всякий, кто имел счастье лично видеть его — в переполненном московском храме или наедине, в ризнице лондонского собора, — никогда не забудет, что побывал в присутствии верующего, то есть находящегося вблизи Бога. При этом не следует думать, что он будет говорить с вами о тайнах Божественной премудрости, — он пастырь, а не учитель, и говорит с каждым о том, что необходимо этому человеку в этот час; но каждое его слово, интонация, взгляд заставляют вспомнить изречение: «Кто близ Меня, тот близ огня».
Личное общение с митрополитом Антонием дает нам возможность понять, что значит «Бог есть любовь». Ведь каждого человека — как бы Владыка ни был болен, занят, изнурен — он встречает как утраченного и чудом вернувшегося сына. Он понимает и принимает всех приходящих к нему за советом и помощью в самых разных ситуациях: иногда в тупике умственного поиска, иногда — в последней жизненной крайности. Всяких людей: православных и неправославных, русских и нерусских, верующих и неверующих. Он возлагает на свои плечи ношу каждого измученного или колеблющегося человека и взамен одаривает частицей своей уникальной свободы, проявляющейся и в малом — свободы от чиновничества, ханжества и узости, и в самом главном — как свободы от себя, свободы жить в Боге.
Поэтому влияние проповеди митрополита Антония на современный мир трудно описать в академических терминах, так как в первую очередь — это влияние пастыря, меняющего своим словом души людей, а не их культурную деятельность. Все же можно проследить в западном (как православном, так и иных конфессий) богословии последних десятилетий постепенное изменение тона дискурса, происходящее под воздействием непривычно прямого и ответственного слова митрополита Антония. Богословские тексты, помимо разговора о христианстве, становятся также и свидетельствами о христианстве и иногда именно о том героическом христианском гуманизме, который проповедует митрополит Антоний.
Его книги представляют собой запись живой проповеди, а потому всегда сохраняют стиль непосредственного общения с читателем-собеседником. Они издаются на всех европейских языках, в США, в Японии; наконец, пришли они и в Россию.

А. И. Шмаина-Великанова

 Содержание

Био­гра­фи­че­ская справ­ка • От ре­дак­ции • Сокращенные названия библейских книг
МА­ТЕ­РИЯ И ДУХ. Че­ло­ве­че­ские цен­но­сти в ме­ди­ци­не· Во­про­сы ме­ди­цин­ской эти­ки • Смерть • Ожив­ший из мерт­вых • Пра­во­слав­ная фи­ло­со­фия ма­те­рии • Те­ло и ма­те­рия в ду­хов­ной жиз­ни • Пе­ред ли­цом стра­да­ния • Пас­тырь у по­сте­ли боль­но­го • О стиг­ма­тах
ВО­ПРО­ША­НИЕ. Во­про­ша­ние и со­мне­ние • Пра­во­сла­вие и за­пад­ный мир • Диа­лог атеи­ста с хри­стиа­ни­ном • Бог под во­про­сом
ЧЕ­ЛО­ВЕК. Без за­пи­сок • Об ис­тин­ном дос­то­ин­ст­ве че­ло­ве­ка • Ве­ра Бо­жия в че­ло­ве­ка • Са­мо­по­зна­ние • Внут­рен­няя ус­той­чи­вость • Что та­кое ду­хов­ная жизнь • Ду­хов­ное ру­ко­во­дство в Пра­во­слав­ной Церк­ви • Ито­ги жиз­ни • Свя­тость • О при­зва­нии че­ло­ве­ка • При­ми­ре­ние всей тва­ри • Мы долж­ны не­сти в мир ве­ру • О сво­бо­де • Со­зер­ца­ние и дея­тель­ность • Слу­же­ние хри­стиа­ни­на в се­ку­ляр­ном об­ще­ст­ве • О под­ви­ге люб­ви • Та­ин­ст­во люб­ви • Во­про­сы бра­ка и се­мьи
СЛО­ВО БО­ЖИЕ. Мыс­ли при чте­нии Свя­щен­но­го Пи­са­ния • Уро­ки Вет­хо­го За­ве­та • О Еван­гель­ском бла­го­вес­тии • «На­ча­ло Еван­ге­лия Ии­су­са Хри­ста, Сы­на Бо­жия» • Бе­се­да о прит­чах • Пер­вые про­ше­ния Мо­лит­вы Гос­под­ней • Зов Бо­жий и путь спа­се­ния • Раз­мыш­ле­ния на пу­ти к Пас­хе
ПУ­ТИ БО­ЖИИ. О тво­ре­нии и спа­се­нии ми­ра • День Седь­мой • О Вос­кре­се­нии Хри­сто­вом • Эво­лю­ция об­раза От­ца и хри­сти­ан­ская ве­ра • Кра­со­та и ма­те­рия в их взаи­мо­от­но­ше­нии с Бо­гом • «Я хо­чу по­де­лить­ся с ва­ми всем, что на­ко­пи­лось…»
ВСТРЕ­ЧА. Жизнь и молитва — од­но • Мо­лит­ва и дея­тель­ность • Мо­жет ли еще мо­лить­ся со­вре­мен­ный че­ло­век • Му­же­ст­во мо­лить­ся • О Мо­лит­ве Гос­под­ней • Мо­лит­вен­ное пред­ста­тель­ст­во • Ве­чер­няя мо­лит­ва
ПРО­ПО­ВЕ­ДИ. «Про­по­вед­ник дол­жен го­во­рить о том, что яв­ля­ет­ся его опы­том Бо­га» • Сло­во пас­ты­ря • Но­во­год­ний мо­ле­бен • Про­по­ведь в не­де­лю пе­ред Ро­ж­де­ст­вом Хри­сто­вым • Ро­ж­де­ст­во Хри­сто­во • Сре­те­ние Гос­под­не • Кре­ще­ние Гос­под­не • Пре­об­ра­же­ние Гос­под­не • Благо­ве­ще­ние — Ве­ли­кая пят­ни­ца • Верб­ное вос­кре­се­нье • Стра­ст­ная сед­ми­ца • Пас­ха • Благовещение — Свет­лый По­не­дель­ник • О Ма­рии Ма­гда­ли­не • О ра­до­сти Хри­сто­вой • Воз­не­се­ние Гос­под­не • О Воз­не­се­нии Гос­под­нем и Пя­ти­де­сят­ни­це • Ро­ж­де­ст­во Бо­жи­ей Ма­те­ри • Ус­пе­ние Бо­жи­ей Ма­те­ри • Празд­ник ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Не­ча­ян­ная Ра­дость» • Воз­дви­же­ние Кре­ста Гос­под­ня • О стра­хе Бо­жи­ем • О Еван­ге­лии • О встре­че • О чу­де • Про­по­ведь но­во­брач­ным • О те­ле • Об от­вет­ст­вен­но­сти хри­сти­ан за весь мир • О по­кая­нии • О вой­нах • О со­бы­ти­ях в Мо­ск­ве 19—22 ав­гу­ста 1991 г. • О по­сла­нии Пат­ри­ар­ха Алек­сия к мо­ло­де­жи • Па­ни­хи­да по мо­ря­кам, по­гиб­шим на под­вод­ной лод­ке в Ба­рен­це­вом мо­ре • День всех свя­тых, в зем­ле Рос­сий­ской про­си­яв­ших • День но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских

Проповеди • Библиография • Именной и предметный указатели

 

Митрополит Антоний Сурожский. Труды. Книга вторая.

 

Цена за комплект (первая и вторая книга) - 1200 рублей.

 

 

 

Дополнительную информацию вы можете получить по тел. (495) 921-22-04 или написав нам на e-mail: practica@practica.ru

Яндекс.Метрика
© Издательство «Практика», 2011