|
|
Основы медицинской физиологии. Второе издание
Н. Н. Алипов
Интервью с автором
496 страниц
М., «Практика», 2012
Переплет.
Временно отсутствует
Просмотреть отдельные страницы
Предисловие к первому изданию Предисловие ко второму изданию Сокращения и единицы измерения Сокращения Единицы измерения Глава 1. Электрофизиология Физиологический смысл биопотенциалов Общие характеристики и регистрация биопотенциалов Общие принципы возникновения биопотенциалов Потенциал покоя Потенциал действия Возбудимость Проведение биопотенциалов Глава 2. Физиология синапсов Общие сведения Физиология Глава 3. Физиология мышц Общий механизм мышечного сокращения Скелетные мышцы Гладкие мышцы Глава 4. Общая физиология ЦНС Нейрон Рефлекс Координация функций ЦНС Глава 5. Физиология двигательных систем Общие принципы управления движениями Спинной мозг Ствол мозга Кора головного мозга Мозжечок Базальные ядра Глава 6. Физиология вегетативных систем Общие принципы Гипоталамус Вегетативная нервная система Глава 7. Физиология эндокринной системы Общая эндокринология Гипоталамо/гипофизарная система Глава 8. Физиология репродукции Общие принципы Эмбриогенез половых органов Репродуктивная функция у мужчин Репродуктивная функция у женщин Глава 9. Физиология крови Объем и состав крови Внутренняя среда Кислотно/щелочное равновесие Водно/осмотическое равновесие Электролитный состав Гемостаз Эритроцитарные антигены и группы крови Лейкоцитарные антигены и трансплантация органов Глава 10. Физиология дыхания Общие принципы Легочная вентиляция Транспорт газов кровью Внешнее дыхание Регуляция дыхания Регуляция эритропоэза Глава 11. Физиология обмена веществ и энергии Субстратное обеспечение энергетического обмена Энергетический баланс Питание Терморегуляция Глава 12. Физиология пищеварения Общие принципы работы ЖКТ Функции ЖКТ Физиология отделов ЖКТ Глава 13. Физиология сердца Физиологические свойства сердца Электрокардиография Насосная функция сердца Регуляция деятельности сердца Глава 14. Физиология кровообращения Строение системы кровообращения Функция гемодинамики Показатели гемодинамики Законы гемодинамики Кровообращение в разных отделах большого круга Регуляция гемодинамики Глава 15. Физиология почек Общие принципы работы почек Общие механизмы работы почек Проксимальный отдел нефрона Почечная регуляция водно/осмотического равновесия Почечная регуляция кислотно/щелочного равновесия Почечная регуляция электролитного состава крови Клиренс Глава 16. Общая физиология сенсорных систем Психология восприятия Общая сенсорная физиология Глава 17. Частная физиология сенсорных систем Зрение Слух Вестибулярная чувствительность Вкус Обоняние Поверхностная чувствительность Проприоцептивная чувствительность Интероцептивная чувствительность Боль Глава 18. Физиология высших психических функций Поведение и высшие психические функции Кора головного мозга Активация мозга Эмоции и мотивации Познавательные функции Исполнительные функции Сознание, бессознательное и подсознание
Во втором издании «Основ медицинской физиологии» сохранены три основных принципа, заложенных в основу этого пособия, — изложение физиологии не как суммы отдельных знаний, а как цельных логичных концепций; представление общепринятых современных стандартов медицинской физиологии, служащих теоретическим инструментом в повседневной работе врача; простота и доступность изложения. Поскольку же оценить доступность текста может только тот, для кого он написан, мы предложили выступить в качестве редакторов второго издания не только профессиональным физиологам, но и студентам, изучающим физиологию на втором курсе медицинского института. Их замечания и предложения оказались настолько важными и ценными, что было принято решение выпустить второе издание «Основ медицинской физиологии» уже через 4 года после публикации первого издания. Таким образом, впервые в России выходит в свет учебник по физиологии для студентов, отредактированный самими студентами. Мы надеемся, что это сделает изучение физиологии еще более увлекательным, а мышление будущего врача — еще более научным и свободным.
Евгений Терехов (в дальнейшем ЕТ): Николай Николаевич, на обложке Вашего учебника красуется печать — «Отредактировано студентами». Это, скажем прямо, несколько непривычно. Обычно редакторами являются ведущие специалисты и преподаватели в соответствующей области...
Николай Николаевич Алипов (в дальнейшем НН): да как-то не нашлось достойных... шутка. Конечно же, учебник был прежде всего тщательно отредактирован профессионалами. Это прежде всего ... весь текстТатьяна Евгеньевна Кузнецова, человек какой-то просто энциклопедической эрудиции. Я не знаю более или менее известного современного учебника, отечественного или зарубежного, который бы она не прочитала от корки до корки и не исписала поля карандашом. Плюс к тому у нее удивительно «точный глаз», огромный педагогический опыт, бескомпромиссная придирчивость (в лучшем смысле) и колоссальная ответственность перед всем, что она делает. К слову, она еще и врач легендарной женской команды «Метелица»... Рецензентами учебника были замечательные ученые и преподаватели с мировым именем, академик Николай Александрович Агаджанян (участвовавший в подготовке полета Гагарина!) и профессор Андрей Глебович Камкин, заведующий кафедрой физиологии медико-биологического факультета нашего вуза. Наконец, учебник прошел сквозь фильтр издательства «Практика», а это, я Вам скажу, непросто. Все книжки в этом издательстве не просто сдаются в типографию, а прорабатываются редакторами, да такими, что легче снова сдать госэкзамены на шестом курсе... Так что в плане профессионального редактирования я абсолютно спокоен.
ЕТ: а как же тогда студенты?
НН: а это совсем особый разговор. Например, в первом издании учебника у меня были некоторые места, которые мне аж самому нравились. Читаю — и прямо сам себя люблю. Ну, думаю, теперь-то вот это все поймут. А на занятии смотрю — не то, чтобы не понимают, но как-то не так с лету, как мечталось. Причем это касалось далеко не худших студентов. Я, конечно, заинтересовался, что не так, почему непонятно. И нередко всплывала одна и та же картина, которую мы (преподаватели) между собой называем — «глаз замылился». А именно, какие-то вещи нам кажутся настолько сами собой разумеющимися, что мы забываем, как когда-то сами с трудом их осваивали. На бедных студентов в таких случаях часто несправедливо нападают, мол, что же тут неясного. Надо бы каждый раз вспоминать себя на втором курсе... но это уже не всегда получается... В общем, вывод напрашивался сам собой — студенты сами должны оценить, что написано доступно, а что — нет. Именно с этой целью я и попросил выступить в качестве редакторов трех блестящих, надо сказать, студентов — одного с лечфака, одного с педфака и одного вечерника.
ЕТ: а как это выглядело технически? Они Вам просто говорили: «Вот тут понятно, а тут — не очень»?
НН: первоначально я планировал примерно так. Но не таковы наши отечественные студенты! Да, конечно, они сделали очень много замечаний по форме изложения, с учетом имеющихся ко второму курсу знаний, некоторых особенностей мышления в этом возрасте, времени, которое можно потратить на изучение физиологии (преподаватели часто забывают, что их предмет не единственный, и даже — страшно сказать! — не всегда самый главный) и пр. Но, кроме того, они сделали такие замечания и предложения по содержанию, которые сделали бы честь любому профессионалу. Я просто поражался тому, что такое молодой гибкий ум в сочетании с совершенно зрелой логикой и умением работать с источниками (интернетом, в частности) и какой, несмотря ни на что, остался энтузиазм... Добавим, что они в это время изучали не только физиологию, но одновременно анатомию, биохимию, и гистологию, а это позволяло снимать многие неожиданные и застарелые противоречия и недоговоренности между разными дисциплинами. В общем, эксперимент, на мой взгляд, превзошел все ожидания.
ЕТ: раскройте секрет — кто же эти необыкновенные студенты?
НН: ну, во-первых, секрета никакого нет — все их имена перечисляются вместе с другими редакторами и в предисловии. Во-вторых, они, конечно, одни из лучших, но все же не инопланетяне. Я не бегал за ними по всему институту, просто пригласил лучших ребят из моих групп. Это я к тому, что у нас демографический провал, приходящийся как раз на поколение нынешних студентов, абсолютно провальный (пока что) опыт с ЕГЭ и множество других факторов, из которых положительных пересчитать хватит пальцев на одной руке, продолжают учиться прекрасные ребята — и их совсем немало. Впрочем, должен оговориться, что мои студенты-редакторы были действительно выдающимися. А имена я их с удовольствием назову — Дмитрий Малышев, лечебный факультет; Федор Витрянский, педиатрический факультет; Роман Масленников, вечернее отделение.
ЕТ: спасибо, так приятно это слышать, в последнее время немного бывает поводов для оптимизма... Ну, а еще какие-то «изюминки» в Вашем учебнике есть?
НН: не знаю, можно ли это назвать изюминками, но я в своей книжке пытался неукоснительно следовать трем принципам, изложенным в предисловии. Во-первых, давать физиологию как набор концепций, не как сумму знаний, а как способ мышления. Иными словами, будущему врачу надо дать не разрозненные цифры и факты — сегодня их можно получить за несколько минут работы в интернете — а четкое и ясное (и простое!) представление о том, как работает организм и его отдельные системы. Это и есть будущее врачебное мышление. Во-вторых, давать те концепции физиологии, которые реально используются в современной клинике и, что очень важно, являются общепринятыми в мировой медицинской практике стандартами. Именно поэтому книжка называется «Основы медицинской физиологии»: здесь читатель не найдет углубленного изучения физиологии животных с характерным для нее эволюционным подходом, не столкнется с дискуссионными и противоречивыми вопросами переднего края современной науки, но зато получит, надеюсь, надежную базу для теоретического мышления врача. Эта книжка написана прежде всего для врачей. В-третьих, наконец, для меня чрезвычайно важно было изложить эти концепции как можно проще и доступнее. Как преподаватель, я прекрасно понимаю, что сегодняшний студент просто не может позволить себе сидеть над физиологическими фолиантами несколько часов в день, хотя бы потому, что количество необходимых знаний по смежным дисциплинам постоянно растет. Современный учебник должен быть написан так, чтобы студент с первого раза все понял и запомнил, а не ломал голову над премудростями науки (в подавляющем большинстве — мнимыми). Вот в решении этой задачи мне чрезвычайно помогли студенты-редакторы. Вот такими принципами я руководствовался. Мне они кажутся совершенно естественными, а не какими-то «изюминками»...
ЕТ: Николай Николаевич, большое спасибо и за книжку, и за беседу.
|