Барлоу Бартоломео дельи Органи
Барлоу (Barlow), Фред (2.10.1881, Мюлуз, 3.1.1951, Булонь). Французский композитор
английского происхождения. Учился в Париже у Кёклена. Его произведения немногочисленны (оперетта, балеты, песни,
камерные ансамбли) и выполнены с утонченным мастерством. В позднем (после 1926)
творчестве Б. отразилась его принадлежность к религиозной общине квакеров.
Бар-Мильденбург
(Bahr-Mildenburg), Анна (29.11.1872, Вена, 27.1.1947, там же). Австрийская
певица (сопрано). Училась у Розы Папир (Papier). В 1895 была принята в труппу Гамбургской
оперы, которой в то время руководил Малер. Творческое содружество Б.-М. с
Малером продолжилось в венской Придворной опере, где она пела с 1898 по 1917.
Среди ее лучших ролей Донна Анна, Леонора («Фиделио» Бетховена), Агата;
особенно славилась как исполнительница драматических партий в операх Вагнера
(Брюнгильда, Изольда, Кундри). В 1906 и 1913 пела в Ковент-Гарден, с 1897 по 1914 была постоянной участницей фестивалей
в Байройте.
Барнби (Barnby), сэр Джозеф (12.8.1838, Йорк, 28.1.1896, Лондон). Английский
дирижер и композитор. Один из самых видных хоровых дирижеров своего времени.
Работал в церкви св. Анны в Сохо; в 1867 основал хор, с которым исполнял
малоизвестные памятники хоровой музыки XVIII начала XIX в. и новые
произведения континентальных и британских композиторов. Популярные в свое время
антемы, гимны и др. хоровые композиции Б. отмечены влиянием церковной музыки
Гуно.
Барнеков
(Barnekow), Кристиан (28.7.1837, Сен-Совёр, 20.3.1913, Фредериксберг).
Датский композитор. Учился в Копенгагене, впоследствии там же преподавал.
Сочинял хоровую, вокальную, камерно-инструментальную музыку в манере Хартмана
и Гаде.
Барнетт
(Barnett), наст. фам. Бер (Beer), Джон (15.7.1802,
Бедфорд, 16 или 17.4.1890, Лекгемптон). Английский композитор. Состоял в
родстве с Мейербером. В
молодые годы сочинил множество песен, инструментальных произведений (в
т. ч. несколько фортепианных сонат) и произведений для церкви, а также
значительное количество театральной музыки. Вершина творчества Б. опера
«Горный сильф» (The Mountain Sylph, 1834, Лондон): одна из первых английских опер без разговорных
диалогов и с развитыми ансамблевыми сценами, отмеченная сильным влиянием
Вебера. «Горный сильф» не сходил с оперных сцен Англии до конца XIX в., однако
следующие 2 серьезные оперы Б. не имели успеха. В 1841 Б. отошел от
активного участия в музыкально-театральной жизни Лондона и стал учителем пения
в провинции.
Барнетт
(Barnett), Джон Фрэнсис (16.10.1837, Лондон,
24.11.1916, там же). Английский композитор, племянник Дж. Барнетта. Приобрел известность как
педагог-пианист, автор кантат и ораторий («Старый моряк» [The Ancient Mariner], 1867,
«Сочельник св. Агнессы» [The Eve of St Agnes], 1913, и др.), дирижер. Среди др.
произведений оркестровые пьесы в духе Мендельсона, фортепианные
миниатюры, симфония E-dur, созданная по эскизам Шуберта (1883).
Барокко
(франц. baroque, итал. barocco; по-видимому, термин происходит от португ.
слова barocca, обозначающего жемчужину неправильной формы). Музыкальный стиль или
период в истории европейской музыки, охватывающий весь XVII и первую половину XVIII в.
Первоначально термин «Б.» указывал на экстравагантность, неправильность,
странность в произведениях изобразительного искусства. К музыке он стал
применяться лишь в XX в.
Согласно некоторым исследователям, эпоха Б.
в итальянской музыке началась ок. 1570, а в музыке Англии и Испании
завершилась только в конце XVIII в. Для музыки Б. характерны такие признаки, как широкое
использование цифрованного баса и музыкально-риторических фигур (см. Риторика и музыка), подчеркивание
контрастов (фактурных, динамических, темповых), опора на аффектов теорию. Эпоха Б. отмечена расцветом оперы, оратории, кантаты,
инструментального и вокального концерта (1), трио-сонаты,
танцевальной сюиты. Творчество
Монтеверди, Дж. Габриэли, Шютца принято относить к раннему Б., творчество
А. Скарлатти, Корелли, Люлли, Пёрселла к среднему Б., творчество
И. С. Баха, Генделя, Вивальди, Д. Скарлатти, Ф. Куперена,
Рамо к позднему Б.
Барон (Baron), Эрнст Готлиб (17.2.1696, Бреслау, ныне Вроцлав, 12.4.1760,
Берлин). Немецкий лютнист и композитор. Работал в разных городах Германии, в
т. ч. в Йене (172022). С 1737 в музыкальном ансамбле кронпринца
Пруссии (будущего короля Фридриха II). Автор произведений
для лютни, в т. ч. нескольких сюит и 2 концертов; написал трактат об
искусстве игры на лютне (1727).
Барр см. Ла Барр.
Барраке (Barraqué), Жан (17.1.1928, Пюто,
17.8.1973, Париж). Французский композитор. В 194851 учился в Парижской
консерватории у Лангле и Мессиана. Первые опубликованные произведения Б. Соната для фп.
(1952) и «Секвенция» (Séquence) для
сопрано, фп. и инструментального ансамбля на текст «Жалобы Ариадны» Ницше
(1955) написаны в свободной серийной
технике. Эстетически они родственны созданным в тот же период опусам Булеза
и др. воспитанников школы Мессиана; с другой стороны, по своим монументальным
масштабам они не имеют прецедентов в истории европейского авангарда. Соната длится ок. 40 минут и состоит из двух
примерно равных частей; первая выдержана в быстрых темпах, богата контрастами и
складывается из более или менее связных эпизодов, во второй преобладают
медленные темпы, а музыкальная ткань разорвана. В «Секвенции» пуантилистическая
детализация фактуры сочетается с динамичным поступательным развитием, которое
организовано в виде нескольких больших волн и под конец произведения приводит к
мощной кульминации. Оба ранних опуса Б. принадлежат к высшим достижениям
послевоенного авангарда.
В 1955 Б. прочел только что вышедший
французский перевод романа австрийского писателя Германа Броха (Broch,
18861951) «Смерть Вергилия». Все произведения последних полутора десятилетий
его жизни «…по ту сторону случайности» (…au-delà du hasard) для ансамбля голосов и инструментов (1959), «Песнь после песни» (Chant après chant) для сопрано, фп. и ударных (1966), «Воссозданное время» (Le temps restitué) для сопрано, хора и оркестра (1968) и Концерт для кларнета, вибрафона
и 6 трио (1968) создавались как комментарии к этому роману. Б.
противопоставил себя течениям современной музыки, считая, что им недостает
стремления к порядку; при этом, однако, все его творчество сосредоточено вокруг
темы разрушения и гибели.
Б. написал монографию о Дебюсси (1962).
Барри (Barry), Джералд (р. 28.4.1952, Клеркасл). Ирландский композитор. Учился
в Дублине, затем в Голландии, Германии (у Штокхаузена и Кагеля) и
Австрии. В его музыке гармония преобладает над контрапунктом, фактура
отличается прозрачностью, а оркестровка яркостью и почти театральной
наглядностью. Среди произведений балет «Сад сорняков» (Unkrautgarten, 1980),
оперы «Парк разума» (The Intelligence Park, 1990) и «Торжество красоты и лживости» (The Triumph of Beauty and Deceit, 1994),
«Завоевание Ирландии» (The Conquest of Ireland) для баса и оркестра (1995), «Безмолвная ревность» (La jalousie taciturne)
для струнных (1996), «Дорога» (The Road) для оркестра (1997).
Барро (Barraud), Анри (23.4.1900, Бордо, 21.12.1997,
Париж). Французский композитор и музыкальный администратор. Учился в Парижской
консерватории у Дюка. С 1944
по 1966 возглавлял департамент музыкальных программ французского радио. Среди
произведений 3 симфонии (193156), фортепианный концерт (1939),
балет «Ярмарка» (La kermesse, 1943), комическая опера «Лавиния» (Lavinia, 1958), камерная
опера «Король Гордоган» (Le
roi Gordogane, 197475) и др. Особое место в его наследии
занимают духовные композиции Te Deum для хора и 16 инструментов (1955),
оратория «Мистерия Вифлеемских младенцев» (Le mystère des saints Innocents) по Шарлю Пеги (Péguy) (1946), «Божественная комедия» (La Divine Comédie) по
Данте (1972). Стилистически Б. примыкает к той линии во французской музыке,
которая представлена творчеством Дюка, Русселя, Шмитта.
Барроуз
(Burrows), (Джеймс) Стюарт (р. 7.2.1933,
Понтипридд). Валлийский певец (лирический тенор). Его оперный дебют состоялся в
1963 (партия Измаила, Валлийская нац.
опера). В 1967 впервые выступил в Ковент-Гарден
и в США. Легкому и гибкому голосу Б. лучше всего соответствуют такие
моцартовские партии, как Тамино (роль дебюта Б. в Венской гос. опере, 1970), Дон Оттавио, Бельмонте. Известен
также как камерный певец и исполнитель кантатно-ораториального репертуара.
Баррьер
(Barrière), Жан (ок. 1707, Бордо[?], 6.6.1747, там же). Французский
композитор и виолончелист, один из самых блестящих виртуозов своего времени и
автор нескольких сборников весьма оригинальных сонат для виолончели и цифр.
баса. Сонаты, опубликованные после пребывания Б. в Италии (173639), включают
части в характере танцев из итальянских инструментальных сюит.
Барстоу
(Barstow), дэйм Джозефин (Клер) (р. 27.9.1940,
Шеффилд). Английская певица (сопрано). Училась в Бирмингеме и Лондонском
оперном центре. В 1967 поступила в труппу Сэдлерс-Уэллс (будущая Английская
нац. опера). С 1969 пела также в Ковент-Гарден.
Обладательница звучного, гибкого голоса и незаурядная актриса, с успехом
выступает в таких разнородных партиях, как Графиня («Свадьба Фигаро»), Енуфа,
Дениза в опере Типпетта «Сад-лабиринт» (первая исполнительница, 1970), Наташа,
Виолетта, Амелия, леди Макбет, Катерина Измайлова, Саломея.
Бартай (Bartay), Андраш (7.4.1799, Сеплак, 4.10.1854, Майнц). Венгерский
композитор и собиратель народных песен, один из первых публикаторов венгерского
музыкального фольклора. Сочинял оперы, оратории, песни и фортепианные пьесы.
Его сын Эде Б. (18251901) публиковал
венгерские народные танцы.
Бартеи (Bartei), Джироламо (ок. 1565, Ареццо, 1618[?], ?).
Итальянский композитор и органист, монах-августинец. Работал в различных
городах Италии. Автор многочисленных вокальных (духовных и светских) и
инструментальных произведений в полифоническом и монодическом стилях.
Примечательный ранний опыт соединения монодического стиля с духовным
содержанием драматический диалог Б. Ave gratia plena для сопрано,
тенора и basso continuo (1618).
Бартелемон
(Barthélemon), Франсуа-Ипполит (27.7.1741, Бордо, 20.7.1808, Лондон). Французский
композитор и инструменталист. Начинал свою карьеру в Париже; с 1764 в
Лондоне. Пользовался популярностью как скрипач и исполнитель на виоль д’амур. Часто выступал со своей
женой, певицей Полли Янг (Young). В 176688 написал (в т. ч. в соавторстве
с др. композиторами) ок. 40 сценических произведений; одно из
лучших бурлетта «Орфей» (Orpheus, 1766). Сочинял также сонаты, симфонии,
скрипичные концерты, песни. В стилистическом отношении музыка Б. родственна
музыке Иог. Кристиана Баха.
Б. дружил с Гайдном (возможно, подсказал ему мысль о создании оратории «Сотворение мира»).
Бартлет
(Bartlet), Джон (творил в 160610). Английский
композитор, автор сборника песен (A Book of Ayres) для 1, 2 и 4 голосов в сопровождении
лютни или орфариона и басовой виолы.
Барток (Bartók), Бела (25.3.1881, Надьсентмиклош, Трансильвания, 26.9.1945,
Нью-Йорк). Венгерский композитор. В детстве учился музыке у своей матери. В
1894 мать с детьми (отец Б. умер в 1888) обосновалась в Пресбурге (ныне
Братислава), где Б. поступил в гимназию, занимался музыкальными предметами у
Ласло Эркеля (сына Ф. Эркеля) и Антона Хиртля (Hyrtl) и пробовал
свои силы в композиции, сочиняя сонаты и квартеты. В 1898 выдержал экзамены в
Венскую консерваторию, однако, следуя примеру своего старшего соученика по
пресбургской гимназии Донаньи, выбрал местом учебы Будапештскую академию
музыки, где его педагогами были ученик Листа Иштван Томан (Thoman) (фп.) и Кёслер
(композиция). В годы учебы (18991903) углубил знакомство с музыкой Вагнера; на
творческое становление Б. существенно повлияла музыка Р. Штрауса, которую
он впервые услышал в 1902. В ранней симфонической поэме Б. «Кошут» штраусовские
методы оркестровки и развития тематического материала сочетаются с элементами
стиля вербункош.
В 1904 поэма «Кошут» была исполнена в
Будапеште и Манчестере; тогда же состоялись первые успешные выступления Б. в
качестве пианиста. Для пополнения своего репертуара он сочинил фортепианный
квинтет и две бравурные пьесы в духе Листа: Рапсодию соч. 1 и Скерцо соч. 2.
В 1904 Б. выполнил свою первую транскрипцию венгерской народной песни. В 1905
он продолжил работу по сбору народнопесенного материала и тогда же начал
сотрудничать с Кодаем (их первая совместная публикация по венгерскому
фольклору появилась в 1906). В 1907 стал преемником Томана в Будапештской
академии. Фольклорные экспедиции Б. по стране (в частности, по Трансильвании)
продолжались, оказывая все большее воздействие на его композиторское
творчество. С другой стороны, на дальнейшее формирование стиля Б. повлияло
творчество Дебюсси. Именно тогда в музыке Б. возобладали элементы модальной
гармонии и нерегулярные метрические структуры. В 1-м скрипичном
концерте он все еще не выходит за рамки симфонической традиции XIX в., но в
небольших фортепианных пьесах того же периода и в 1-м струнном
квартете зарождается новый стиль, основанный на более глубокой, чем это
свойственно стилю вербункош, ассимиляции напевов и ритмов венгерского (а также
румынского и словацкого) крестьянского фольклора.
В 1911 Б. написал одноактную оперу «Замок герцога Синяя Борода»
мрачную притчу о человеческом одиночестве, в которой психологические нюансы
переданы оригинальным музыкальным языком, органично сочетающим влияния Дебюсси,
Р. Штрауса (в оркестровых эпизодах), Мусоргского, венгерской народной
музыки. Поначалу опера не была принята к постановке. В 191214 Б. практически
не сочинял, всецело занявшись сбором, обработкой и изучением фольклора
балканских стран, Центральной Европы и Северной Африки. С началом первой
мировой войны фольклорные экспедиции стали невозможны, и вскоре Б. вернулся к
композиции. В 1917 из-под его пера вышли два крупных опуса 2-й струнный
квартет и одноактный балет-сказка «Деревянный принц», премьера которого в Будапеште прошла с большим успехом. Год
спустя последовала долгожданная премьера «Замка». В 191819 создавался
одноактный балет «Чудесный мандарин»,
постановку которого пришлось отложить на несколько лет из-за противодействия
цензуры, усмотревшей в нем чрезмерный эротизм. «Чудесный мандарин» одно
из самых экспрессивных, смелых, богато и блестяще оркестрованных произведений
Б., своего рода опера без слов. В период сочинения балета Б. внимательно изучал
партитуры Стравинского и Шёнберга; отголоски стиля этих композиторов слышны и в
двух сонатах для скрипки и фп. (192122).
К началу 1920-х Б. выдвинулся в ряд
ведущих композиторов мира; его произведения публиковались венским издательством
Универсаль Эдицион, а сам он выступал
во многих странах как исполнитель собственной музыки. Премьера его Танцевальной
сюиты для оркестра стала одним из кульминационных событий на торжествах в честь
50-летия Будапешта (1923). Затем в творчестве Б. наступил еще один период
затишья, а в 1926 последовала целая серия опусов, предназначенных для
авторского исполнения (1-й фортепианный концерт, сюита «На вольном
воздухе», Соната). Фп. в этих произведениях трактуется преимущественно как
ударный инструмент; используются резонансные эффекты и сухое беспедальное
(«ксилофонное») звучание в высоком регистре. Неслыханными тембровыми эффектами
богаты также 3-й и 4-й струнные квартеты (192728). В языке
двухчастного 3-го квартета заметны политональные наложения и
элементы свободной атональности, а в
пятичастном 4-м квартете, по мере движения от его первой части к
пятой, возрастает роль диатоники. Четвертый квартет, подобно 1-му фортепианному
концерту, построен по концентрической («палиндромной») схеме ABCBA. Аналогичные
схемы лежат в основе 2-го фортепианного концерта (1931) и 5-го струнного
квартета (1934), гармония которых в целом еще более диатонична. Вектор
развития, направленный от густой, напряженной хроматики к сверкающему мажору,
присущ «Музыке для струнных, ударных и челесты» (1936) и Сонате для
2 фп. и ударных (1937). Премьеры двух последних произведений, а также
несколько более простого по языку Дивертисмента для струнного оркестра (1939)
состоялись в Швейцарии, где Б. поселился после того, как политическая ситуация
в Венгрии стала для него невыносимой.
В 1940 Б. эмигрировал в США и обосновался в
Нью-Йорке, где чувствовал себя неуютно. Вместе с женой-пианисткой Б. выступал с
концертами; он даже получил субсидию на исследования сербской и хорватской
народной музыки. Тем не менее финансовое положение Б. в течение 5 лет
жизни в Америке было тяжелым. Его здоровье быстро ухудшалось (лейкоз). Последнее
произведение Б., написанное в Европе, 6-й струнный квартет
(1939) могло бы стать его пессимистической лебединой песней, однако в
США он успел создать монументальный и, в общем, скорее жизнерадостный Концерт
для оркестра (1943) и более трудную для восприятия Сонату для скрипки соло
(1944). Б. умер в нью-йоркской больнице, не дописав финал 3-го фортепианного
концерта, рассчитанного на исполнительские возможности жены, и оставив в
набросках Концерт для альта с оркестром. Оба произведения после смерти Б. были
завершены Шерли.
Опера: «Замок герцога Синяя Борода» (A Kékszakállú Herceg
Vára, 1911, пост. 1918).
Балеты: «Деревянный принц» (A fából faragott
királyfi, 1917); «Чудесный
мандарин» (A
csodálatos mandarin, 1919, пост. 1926).
Орк. муз.: симф. поэма «Кошут» (Kossuth, 1903);
2 сюиты (1905, 1907); 1-й концерт для скр. с орк. (1908; в 1911
его 1-я часть вошла в цикл «Два портрета» [«Идеал» и «Гротеск»]
для орк.); 4 пьесы (1921); Танц. сюита (1923); 1-й концерт для
фп. с орк. (1926); 2-й концерт для фп. с орк. (1931); «Музыка для
струнных, ударных и челесты» (1936); 2-й концерт для скр. с орк.
(1938); Дивертисмент для стр. орк. (1939); Концерт для 2 фп. с орк. (обр.
Сонаты для 2 фп. и уд., 1940); Концерт для орк. (1943); 3-й концерт
для фп. с орк. (1945); Концерт для альта с орк. (1945, не окончен).
Хор. муз.: Cantata profana («Девять
волшебных оленей»), тен., бар., хор и орк. (1930); обр. нар. песен.
Кам.-инстр. муз.: Фп. квинтет
(1904); 6 стр. квартетов (1908, 1917, 1927, 1928, 1934, 1939);
2 сонаты для скр. и фп. (192122); 2 рапсодии для скр. и фп. (1928,
также в авторской версии с орк.); 44 дуэта для 2 скр. (1931); Соната
для 2 фп. и уд. (1937); «Контрасты» для скр., клар. и фп. (1938); Соната
для скр. соло (1944).
Для фп.: Allegro barbaro (1911); Сюита (1916); Соната (1926);
сюита «На вольном воздухе» (Szabadban, 1926); «Микрокосмос» (Mikrokosmos), 6 сб. учебных пьес (192639);
мелкие пьесы.
Для гол. и фп.: 5 романсов соч. 15,
сл. венг. поэтов (1916); 5 романсов соч. 16, сл. Ади
(1916); обр. нар. песен.
Бартока,
струнный квартет имени (Bartók String Quartet).
Венгерский струнный квартет, основанный в 1957 студентами Будапештской академии
им. Листа (1-я скрипка Петер Комлош [Komlos]). Победитель
Льежского международного конкурса струнных квартетов (1964).
Бартоли
(Bartoli), Чечилия (р. 4.6.1966, Рим). Итальянская певица (меццо-сопрано).
Училась в римской Консерватории св. Цецилии. С конца 1980-х
выступает на ведущих оперных сценах мира. Основу репертуара Б. одной из
самых артистичных и темпераментных современных певиц, владеющей великолепным бельканто и феноменальной колоратурной
техникой, составляют партии в операх Моцарта (Керубино, Сюзанна, Донна
Эльвира, Церлина, Деспина) и Россини (Золушка, Розина, Фьорилла). Выступает
также в малоизвестных операх XVIII начала XIX в., в камерном и
кантатно-ораториальном репертуаре.
Бартолино
да Падова (Бартолино Падуанский, Bartolino da Padova) (творил
в Падуе и, возможно, во Флоренции между 1365 и 1405). Итальянский композитор,
современник Ландини; возможно,
был монахом кармелитского монастыря в Падуе, служил в семье Каррара (Carrara), а в 138890
работал во Флоренции. Сохранилось 27 баллат и 11 мадригалов Б. д. П., большая часть которых написана
под влиянием Якопо да Болонья.
С другой стороны, некоторые его трехголосные пьесы выдержаны скорее во
французском духе; партия верхнего голоса разворачивается в них на фоне дуэта
контратенора и тенора.
Бартоломе (Bartholomée), Пьер (р. 5.8.1937,
Брюссель). Бельгийский композитор и дирижер. Учился в Брюссельской консерватории
(195358), где впоследствии вел класс анализа. В 1961 познакомился с Пуссёром, под влиянием которого занялся поисками
новых средств интеграции звуковысотной ткани, часто с использованием
нетрадиционной настройки. Некоторые произведения Б. (в т. ч. «Гробница
Марена Маре» [Tombeau de
Marin Marais] для скрипки, 2 басовых виол и
клавесина, 1967) свидетельствуют о его интересе к музыке барокко. В 197799 Б. возглавлял Льежский ФО; с
1984 преподает в Лёвенском университете.
Бартоломео
да Болонья (Варфоломей Болонский, Bartolomeo da Bologna)
(творил между 1410 и 1425). Итальянский композитор. Возможно, был настоятелем
монастыря св. Николая и соборным органистом в Ферраре. Его латинская
баллада и рондо и виреле на итальянские тексты отличаются сложной ритмической
структурой; стиль его двух итальянских баллат значительно проще. Сохранились
2 части мессы Б. д. Б. пародии его баллат.
Бартоломео
дельи Органи (Bartolomeo degli Organi), он же Баччо Фьорентино (Baccio Fiorentino)
(24.12.1474, Флоренция, 12.12.1539, там же). Итальянский композитор,
органист, певец. В молодости пел в церквах Флоренции и служил при дворе Лоренцо
де Медичи, герцога Урбино, затем стал церковным органистом во Флоренции. С
1509 служил главным соборным органистом города. От Б. д. О. сохранились
10 светских вокальных произведений (главным образом баллат) с итальянскими
текстами, одна лауда и 4 инструментальные пьесы.
|