Барлоу — Бартоломео дельи Органи

Барлоу (Barlow), Фред (2.10.1881, Мюлуз, — 3.1.1951, Булонь). Французский композитор английского происхождения. Учился в Париже у Кёклена. Его произведения немногочисленны (оперетта, балеты, песни, камерные ансамбли) и выполнены с утонченным мастерством. В позднем (после 1926) творчестве Б. отразилась его принадлежность к религиозной общине квакеров.

Бар-Мильденбург (Bahr-Mildenburg), Анна (29.11.1872, Вена, — 27.1.1947, там же). Австрийская певица (сопрано). Училась у Розы Папир (Papier). В 1895 была принята в труппу Гамбургской оперы, которой в то время руководил Малер. Творческое содружество Б.-М. с Малером продолжилось в венской Придворной опере, где она пела с 1898 по 1917. Среди ее лучших ролей — Донна Анна, Леонора («Фиделио» Бетховена), Агата; особенно славилась как исполнительница драматических партий в операх Вагнера (Брюнгильда, Изольда, Кундри). В 1906 и 1913 пела в Ковент-Гарден, с 1897 по 1914 была постоянной участницей фестивалей в Байройте.

Барнби (Barnby), сэр Джозеф (12.8.1838, Йорк, — 28.1.1896, Лондон). Английский дирижер и композитор. Один из самых видных хоровых дирижеров своего времени. Работал в церкви св. Анны в Сохо; в 1867 основал хор, с которым исполнял малоизвестные памятники хоровой музыки XVIII — начала XIX в. и новые произведения континентальных и британских композиторов. Популярные в свое время антемы, гимны и др. хоровые композиции Б. отмечены влиянием церковной музыки Гуно.

Барнеков (Barnekow), Кристиан (28.7.1837, Сен-Совёр, — 20.3.1913, Фредериксберг). Датский композитор. Учился в Копенгагене, впоследствии там же преподавал. Сочинял хоровую, вокальную, камерно-инструментальную музыку в манере Хартмана и Гаде.

Барнетт (Barnett), наст. фам. Бер (Beer), Джон (15.7.1802, Бедфорд, — 16 или 17.4.1890, Лекгемптон). Английский композитор. Состоял в родстве с Мейербером. В молодые годы сочинил множество песен, инструментальных произведений (в т. ч. несколько фортепианных сонат) и произведений для церкви, а также значительное количество театральной музыки. Вершина творчества Б. — опера «Горный сильф» (The Mountain Sylph, 1834, Лондон): одна из первых английских опер без разговорных диалогов и с развитыми ансамблевыми сценами, отмеченная сильным влиянием Вебера. «Горный сильф» не сходил с оперных сцен Англии до конца XIX в., однако следующие 2 серьезные оперы Б. не имели успеха. В 1841 Б. отошел от активного участия в музыкально-театральной жизни Лондона и стал учителем пения в провинции.

Барнетт (Barnett), Джон Фрэнсис (16.10.1837, Лондон, — 24.11.1916, там же). Английский композитор, племянник Дж. Барнетта. Приобрел известность как педагог-пианист, автор кантат и ораторий («Старый моряк» [The Ancient Mariner], 1867, «Сочельник св. Агнессы» [The Eve of St Agnes], 1913, и др.), дирижер. Среди др. произведений — оркестровые пьесы в духе Мендельсона, фортепианные миниатюры, симфония E-dur, созданная по эскизам Шуберта (1883).

Барокко (франц. baroque, итал. barocco; по-видимому, термин происходит от португ. слова barocca, обозначающего жемчужину неправильной формы). Музыкальный стиль или период в истории европейской музыки, охватывающий весь XVII и первую половину XVIII в. Первоначально термин «Б.» указывал на экстравагантность, неправильность, странность в произведениях изобразительного искусства. К музыке он стал применяться лишь в XX в.

Согласно некоторым исследователям, эпоха Б. в итальянской музыке началась ок. 1570, а в музыке Англии и Испании завершилась только в конце XVIII в. Для музыки Б. характерны такие признаки, как широкое использование цифрованного баса и музыкально-риторических фигур (см. Риторика и музыка), подчеркивание контрастов (фактурных, динамических, темповых), опора на аффектов теорию. Эпоха Б. отмечена расцветом оперы, оратории, кантаты, инструментального и вокального концерта (1), трио-сонаты, танцевальной сюиты. Творчество Монтеверди, Дж. Габриэли, Шютца принято относить к раннему Б., творчество А. Скарлатти, Корелли, Люлли, Пёрселла — к среднему Б., творчество И. С. Баха, Генделя, Вивальди, Д. Скарлатти, Ф. Куперена, Рамо — к позднему Б.

Барон (Baron), Эрнст Готлиб (17.2.1696, Бреслау, ныне Вроцлав, — 12.4.1760, Берлин). Немецкий лютнист и композитор. Работал в разных городах Германии, в т. ч. в Йене (1720—22). С 1737 — в музыкальном ансамбле кронпринца Пруссии (будущего короля Фридриха II). Автор произведений для лютни, в т. ч. нескольких сюит и 2 концертов; написал трактат об искусстве игры на лютне (1727).

Барр — см. Ла Барр.

Барраке (Barraqué), Жан (17.1.1928, Пюто, — 17.8.1973, Париж). Французский композитор. В 1948—51 учился в Парижской консерватории у Лангле и Мессиана. Первые опубликованные произведения Б. — Соната для фп. (1952) и «Секвенция» (Séquence) для сопрано, фп. и инструментального ансамбля на текст «Жалобы Ариадны» Ницше (1955) — написаны в свободной серийной технике. Эстетически они родственны созданным в тот же период опусам Булеза и др. воспитанников школы Мессиана; с другой стороны, по своим монументальным масштабам они не имеют прецедентов в истории европейского авангарда. Соната длится ок. 40 минут и состоит из двух примерно равных частей; первая выдержана в быстрых темпах, богата контрастами и складывается из более или менее связных эпизодов, во второй преобладают медленные темпы, а музыкальная ткань разорвана. В «Секвенции» пуантилистическая детализация фактуры сочетается с динамичным поступательным развитием, которое организовано в виде нескольких больших волн и под конец произведения приводит к мощной кульминации. Оба ранних опуса Б. принадлежат к высшим достижениям послевоенного авангарда.

В 1955 Б. прочел только что вышедший французский перевод романа австрийского писателя Германа Броха (Broch, 1886—1951) «Смерть Вергилия». Все произведения последних полутора десятилетий его жизни — «…по ту сторону случайности» (…au-delà du hasard) для ансамбля голосов и инструментов (1959), «Песнь после песни» (Chant après chant) для сопрано, фп. и ударных (1966), «Воссозданное время» (Le temps restitué) для сопрано, хора и оркестра (1968) и Концерт для кларнета, вибрафона и 6 трио (1968) — создавались как комментарии к этому роману. Б. противопоставил себя течениям современной музыки, считая, что им недостает стремления к порядку; при этом, однако, все его творчество сосредоточено вокруг темы разрушения и гибели.

Б. написал монографию о Дебюсси (1962).

Барри (Barry), Джералд (р. 28.4.1952, Клеркасл). Ирландский композитор. Учился в Дублине, затем в Голландии, Германии (у Штокхаузена и Кагеля) и Австрии. В его музыке гармония преобладает над контрапунктом, фактура отличается прозрачностью, а оркестровка — яркостью и почти театральной наглядностью. Среди произведений — балет «Сад сорняков» (Unkrautgarten, 1980), оперы «Парк разума» (The Intelligence Park, 1990) и «Торжество красоты и лживости» (The Triumph of Beauty and Deceit, 1994), «Завоевание Ирландии» (The Conquest of Ireland) для баса и оркестра (1995), «Безмолвная ревность» (La jalousie taciturne) для струнных (1996), «Дорога» (The Road) для оркестра (1997).

Барро (Barraud), Анри (23.4.1900, Бордо, — 21.12.1997, Париж). Французский композитор и музыкальный администратор. Учился в Парижской консерватории у Дюка. С 1944 по 1966 возглавлял департамент музыкальных программ французского радио. Среди произведений — 3 симфонии (1931—56), фортепианный концерт (1939), балет «Ярмарка» (La kermesse, 1943), комическая опера «Лавиния» (Lavinia, 1958), камерная опера «Король Гордоган» (Le roi Gordogane, 1974—75) и др. Особое место в его наследии занимают духовные композиции — Te Deum для хора и 16 инструментов (1955), оратория «Мистерия Вифлеемских младенцев» (Le mystère des saints Innocents) по Шарлю Пеги (Péguy) (1946), «Божественная комедия» (La Divine Comédie) по Данте (1972). Стилистически Б. примыкает к той линии во французской музыке, которая представлена творчеством Дюка, Русселя, Шмитта.

Барроуз (Burrows), (Джеймс) Стюарт (р. 7.2.1933, Понтипридд). Валлийский певец (лирический тенор). Его оперный дебют состоялся в 1963 (партия Измаила, Валлийская нац. опера). В 1967 впервые выступил в Ковент-Гарден и в США. Легкому и гибкому голосу Б. лучше всего соответствуют такие моцартовские партии, как Тамино (роль дебюта Б. в Венской гос. опере, 1970), Дон Оттавио, Бельмонте. Известен также как камерный певец и исполнитель кантатно-ораториального репертуара.

Баррьер (Barrière), Жан (ок. 1707, Бордо[?], — 6.6.1747, там же). Французский композитор и виолончелист, один из самых блестящих виртуозов своего времени и автор нескольких сборников весьма оригинальных сонат для виолончели и цифр. баса. Сонаты, опубликованные после пребывания Б. в Италии (1736—39), включают части в характере танцев из итальянских инструментальных сюит.

Барстоу (Barstow), дэйм Джозефин (Клер) (р. 27.9.1940, Шеффилд). Английская певица (сопрано). Училась в Бирмингеме и Лондонском оперном центре. В 1967 поступила в труппу Сэдлерс-Уэллс (будущая Английская нац. опера). С 1969 пела также в Ковент-Гарден. Обладательница звучного, гибкого голоса и незаурядная актриса, с успехом выступает в таких разнородных партиях, как Графиня («Свадьба Фигаро»), Енуфа, Дениза в опере Типпетта «Сад-лабиринт» (первая исполнительница, 1970), Наташа, Виолетта, Амелия, леди Макбет, Катерина Измайлова, Саломея.

Бартай (Bartay), Андраш (7.4.1799, Сеплак, — 4.10.1854, Майнц). Венгерский композитор и собиратель народных песен, один из первых публикаторов венгерского музыкального фольклора. Сочинял оперы, оратории, песни и фортепианные пьесы.

Его сын Эде Б. (1825—1901) публиковал венгерские народные танцы.

Бартеи (Bartei), Джироламо (ок. 1565, Ареццо, — 1618[?], ?). Итальянский композитор и органист, монах-августинец. Работал в различных городах Италии. Автор многочисленных вокальных (духовных и светских) и инструментальных произведений в полифоническом и монодическом стилях. Примечательный ранний опыт соединения монодического стиля с духовным содержанием — драматический диалог Б. Ave gratia plena для сопрано, тенора и basso continuo (1618).

Бартелемон (Barthélemon), Франсуа-Ипполит (27.7.1741, Бордо, — 20.7.1808, Лондон). Французский композитор и инструменталист. Начинал свою карьеру в Париже; с 1764 — в Лондоне. Пользовался популярностью как скрипач и исполнитель на виоль д’амур. Часто выступал со своей женой, певицей Полли Янг (Young). В 1766—88 написал (в т. ч. в соавторстве с др. композиторами) ок. 40 сценических произведений; одно из лучших — бурлетта «Орфей» (Orpheus, 1766). Сочинял также сонаты, симфонии, скрипичные концерты, песни. В стилистическом отношении музыка Б. родственна музыке Иог. Кристиана Баха. Б. дружил с Гайдном (возможно, подсказал ему мысль о создании оратории «Сотворение мира»).

Бартлет (Bartlet), Джон (творил в 1606—10). Английский композитор, автор сборника песен (A Book of Ayres) для 1, 2 и 4 голосов в сопровождении лютни или орфариона и басовой виолы.

Барток (Bartók), Бела (25.3.1881, Надьсентмиклош, Трансильвания, — 26.9.1945, Нью-Йорк). Венгерский композитор. В детстве учился музыке у своей матери. В 1894 мать с детьми (отец Б. умер в 1888) обосновалась в Пресбурге (ныне Братислава), где Б. поступил в гимназию, занимался музыкальными предметами у Ласло Эркеля (сына Ф. Эркеля) и Антона Хиртля (Hyrtl) и пробовал свои силы в композиции, сочиняя сонаты и квартеты. В 1898 выдержал экзамены в Венскую консерваторию, однако, следуя примеру своего старшего соученика по пресбургской гимназии Донаньи, выбрал местом учебы Будапештскую академию музыки, где его педагогами были ученик Листа Иштван Томан (Thoman) (фп.) и Кёслер (композиция). В годы учебы (1899—1903) углубил знакомство с музыкой Вагнера; на творческое становление Б. существенно повлияла музыка Р. Штрауса, которую он впервые услышал в 1902. В ранней симфонической поэме Б. «Кошут» штраусовские методы оркестровки и развития тематического материала сочетаются с элементами стиля вербункош.

В 1904 поэма «Кошут» была исполнена в Будапеште и Манчестере; тогда же состоялись первые успешные выступления Б. в качестве пианиста. Для пополнения своего репертуара он сочинил фортепианный квинтет и две бравурные пьесы в духе Листа: Рапсодию соч. 1 и Скерцо соч. 2. В 1904 Б. выполнил свою первую транскрипцию венгерской народной песни. В 1905 он продолжил работу по сбору народнопесенного материала и тогда же начал сотрудничать с Кодаем (их первая совместная публикация по венгерскому фольклору появилась в 1906). В 1907 стал преемником Томана в Будапештской академии. Фольклорные экспедиции Б. по стране (в частности, по Трансильвании) продолжались, оказывая все большее воздействие на его композиторское творчество. С другой стороны, на дальнейшее формирование стиля Б. повлияло творчество Дебюсси. Именно тогда в музыке Б. возобладали элементы модальной гармонии и нерегулярные метрические структуры. В 1-м скрипичном концерте он все еще не выходит за рамки симфонической традиции XIX в., но в небольших фортепианных пьесах того же периода и в 1-м струнном квартете зарождается новый стиль, основанный на более глубокой, чем это свойственно стилю вербункош, ассимиляции напевов и ритмов венгерского (а также румынского и словацкого) крестьянского фольклора.

В 1911 Б. написал одноактную оперу «Замок герцога Синяя Борода» — мрачную притчу о человеческом одиночестве, в которой психологические нюансы переданы оригинальным музыкальным языком, органично сочетающим влияния Дебюсси, Р. Штрауса (в оркестровых эпизодах), Мусоргского, венгерской народной музыки. Поначалу опера не была принята к постановке. В 1912—14 Б. практически не сочинял, всецело занявшись сбором, обработкой и изучением фольклора балканских стран, Центральной Европы и Северной Африки. С началом первой мировой войны фольклорные экспедиции стали невозможны, и вскоре Б. вернулся к композиции. В 1917 из-под его пера вышли два крупных опуса — 2-й струнный квартет и одноактный балет-сказка «Деревянный принц», премьера которого в Будапеште прошла с большим успехом. Год спустя последовала долгожданная премьера «Замка». В 1918—19 создавался одноактный балет «Чудесный мандарин», постановку которого пришлось отложить на несколько лет из-за противодействия цензуры, усмотревшей в нем чрезмерный эротизм. «Чудесный мандарин» — одно из самых экспрессивных, смелых, богато и блестяще оркестрованных произведений Б., своего рода опера без слов. В период сочинения балета Б. внимательно изучал партитуры Стравинского и Шёнберга; отголоски стиля этих композиторов слышны и в двух сонатах для скрипки и фп. (1921—22).

К началу 1920-х Б. выдвинулся в ряд ведущих композиторов мира; его произведения публиковались венским издательством Универсаль Эдицион, а сам он выступал во многих странах как исполнитель собственной музыки. Премьера его Танцевальной сюиты для оркестра стала одним из кульминационных событий на торжествах в честь 50-летия Будапешта (1923). Затем в творчестве Б. наступил еще один период затишья, а в 1926 последовала целая серия опусов, предназначенных для авторского исполнения (1-й фортепианный концерт, сюита «На вольном воздухе», Соната). Фп. в этих произведениях трактуется преимущественно как ударный инструмент; используются резонансные эффекты и сухое беспедальное («ксилофонное») звучание в высоком регистре. Неслыханными тембровыми эффектами богаты также 3-й и 4-й струнные квартеты (1927—28). В языке двухчастного 3-го квартета заметны политональные наложения и элементы свободной атональности, а в пятичастном 4-м квартете, по мере движения от его первой части к пятой, возрастает роль диатоники. Четвертый квартет, подобно 1-му фортепианному концерту, построен по концентрической («палиндромной») схеме ABCBA. Аналогичные схемы лежат в основе 2-го фортепианного концерта (1931) и 5-го струнного квартета (1934), гармония которых в целом еще более диатонична. Вектор развития, направленный от густой, напряженной хроматики к сверкающему мажору, присущ «Музыке для струнных, ударных и челесты» (1936) и Сонате для 2 фп. и ударных (1937). Премьеры двух последних произведений, а также несколько более простого по языку Дивертисмента для струнного оркестра (1939) состоялись в Швейцарии, где Б. поселился после того, как политическая ситуация в Венгрии стала для него невыносимой.

В 1940 Б. эмигрировал в США и обосновался в Нью-Йорке, где чувствовал себя неуютно. Вместе с женой-пианисткой Б. выступал с концертами; он даже получил субсидию на исследования сербской и хорватской народной музыки. Тем не менее финансовое положение Б. в течение 5 лет жизни в Америке было тяжелым. Его здоровье быстро ухудшалось (лейкоз). Последнее произведение Б., написанное в Европе, — 6-й струнный квартет (1939) — могло бы стать его пессимистической лебединой песней, однако в США он успел создать монументальный и, в общем, скорее жизнерадостный Концерт для оркестра (1943) и более трудную для восприятия Сонату для скрипки соло (1944). Б. умер в нью-йоркской больнице, не дописав финал 3-го фортепианного концерта, рассчитанного на исполнительские возможности жены, и оставив в набросках Концерт для альта с оркестром. Оба произведения после смерти Б. были завершены Шерли.

Опера: «Замок герцога Синяя Борода» (A Kékszakállú Herceg Vára, 1911, пост. 1918).

Балеты: «Деревянный принц» (A fából faragott királyfi, 1917); «Чудесный мандарин» (A csodálatos mandarin, 1919, пост. 1926).

Орк. муз.: симф. поэма «Кошут» (Kossuth, 1903); 2 сюиты (1905, 1907); 1-й концерт для скр. с орк. (1908; в 1911 его 1-я часть вошла в цикл «Два портрета» [«Идеал» и «Гротеск»] для орк.); 4 пьесы (1921); Танц. сюита (1923); 1-й концерт для фп. с орк. (1926); 2-й концерт для фп. с орк. (1931); «Музыка для струнных, ударных и челесты» (1936); 2-й концерт для скр. с орк. (1938); Дивертисмент для стр. орк. (1939); Концерт для 2 фп. с орк. (обр. Сонаты для 2 фп. и уд., 1940); Концерт для орк. (1943); 3-й концерт для фп. с орк. (1945); Концерт для альта с орк. (1945, не окончен).

Хор. муз.: Cantata profana («Девять волшебных оленей»), тен., бар., хор и орк. (1930); обр. нар. песен.

Кам.-инстр. муз.: Фп. квинтет (1904); 6 стр. квартетов (1908, 1917, 1927, 1928, 1934, 1939); 2 сонаты для скр. и фп. (1921—22); 2 рапсодии для скр. и фп. (1928, также в авторской версии с орк.); 44 дуэта для 2 скр. (1931); Соната для 2 фп. и уд. (1937); «Контрасты» для скр., клар. и фп. (1938); Соната для скр. соло (1944).

Для фп.: Allegro barbaro (1911); Сюита (1916); Соната (1926); сюита «На вольном воздухе» (Szabadban, 1926); «Микрокосмос» (Mikrokosmos), 6 сб. учебных пьес (1926—39); мелкие пьесы.

Для гол. и фп.: 5 романсов соч. 15, сл. венг. поэтов (1916); 5 романсов соч. 16, сл. Ади (1916); обр. нар. песен.

Бартока, струнный квартет имени (Bartók String Quartet). Венгерский струнный квартет, основанный в 1957 студентами Будапештской академии им. Листа (1-я скрипка — Петер Комлош [Komlos]). Победитель Льежского международного конкурса струнных квартетов (1964).

Бартоли (Bartoli), Чечилия (р. 4.6.1966, Рим). Итальянская певица (меццо-сопрано). Училась в римской Консерватории св. Цецилии. С конца 1980-х выступает на ведущих оперных сценах мира. Основу репертуара Б. — одной из самых артистичных и темпераментных современных певиц, владеющей великолепным бельканто и феноменальной колоратурной техникой, — составляют партии в операх Моцарта (Керубино, Сюзанна, Донна Эльвира, Церлина, Деспина) и Россини (Золушка, Розина, Фьорилла). Выступает также в малоизвестных операх XVIII — начала XIX в., в камерном и кантатно-ораториальном репертуаре.

Бартолино да Падова (Бартолино Падуанский, Bartolino da Padova) (творил в Падуе и, возможно, во Флоренции между 1365 и 1405). Итальянский композитор, современник Ландини; возможно, был монахом кармелитского монастыря в Падуе, служил в семье Каррара (Carrara), а в 1388—90 работал во Флоренции. Сохранилось 27 баллат и 11 мадригалов Б. д. П., большая часть которых написана под влиянием Якопо да Болонья. С другой стороны, некоторые его трехголосные пьесы выдержаны скорее во французском духе; партия верхнего голоса разворачивается в них на фоне дуэта контратенора и тенора.

Бартоломе (Bartholomée), Пьер (р. 5.8.1937, Брюссель). Бельгийский композитор и дирижер. Учился в Брюссельской консерватории (1953—58), где впоследствии вел класс анализа. В 1961 познакомился с Пуссёром, под влиянием которого занялся поисками новых средств интеграции звуковысотной ткани, часто с использованием нетрадиционной настройки. Некоторые произведения Б. (в т. ч. «Гробница Марена Маре» [Tombeau de Marin Marais] для скрипки, 2 басовых виол и клавесина, 1967) свидетельствуют о его интересе к музыке барокко. В 1977—99 Б. возглавлял Льежский ФО; с 1984 преподает в Лёвенском университете.

Бартоломео да Болонья (Варфоломей Болонский, Bartolomeo da Bologna) (творил между 1410 и 1425). Итальянский композитор. Возможно, был настоятелем монастыря св. Николая и соборным органистом в Ферраре. Его латинская баллада и рондо и виреле на итальянские тексты отличаются сложной ритмической структурой; стиль его двух итальянских баллат значительно проще. Сохранились 2 части мессы Б. д. Б. — пародии его баллат.

Бартоломео дельи Органи (Bartolomeo degli Organi), он же Баччо Фьорентино (Baccio Fiorentino) (24.12.1474, Флоренция, — 12.12.1539, там же). Итальянский композитор, органист, певец. В молодости пел в церквах Флоренции и служил при дворе Лоренцо де Медичи, герцога Урбино, затем стал церковным органистом во Флоренции. С 1509 служил главным соборным органистом города. От Б. д. О. сохранились 10 светских вокальных произведений (главным образом баллат) с итальянскими текстами, одна лауда и 4 инструментальные пьесы.

Яндекс.Метрика
© Издательство «Практика», 2011