Бартолоцци Батон
Бартолоцци
(Bartolozzi), Бруно (8.6.1911, Флоренция, 12.12.1980, Фьезоле). Итальянский
композитор и теоретик. Учился и преподавал во Флорентийской консерватории.
Известен не столько своими музыкальными произведениями, сколько переведенной на
многие языки книгой об исполнении созвучий (мультифоников) и о др.
необычных способах игры на деревянных духовых инструментах (1967).
Бартош (Bartoš), Ян Зденек (4.6.1908, Двур Кралове, 1.6.1981, Прага). Чешский
композитор и скрипач. Учился в Пражской консерватории; с 1958 преподавал там
же. Автор опер, балетов, концертов для разных инструментов, 6 симфоний
(194978) и др. произведений, продолжающих традиции Дворжака и Сука.
Баршай,
Рудольф Борисович (р. 28.9.1924, станица
Лабинская). Русский и израильский альтист и дирижер. Учился в Московской
консерватории у Вадима Борисовского (альт). В 1956 основал Московский камерный
оркестр (в настоящее время Государственный камерный оркестр России). Под
руководством Б. оркестр освоил огромный репертуар, по большей части новый для
советской публики 195060-х; специально для оркестра писали многие
советские композиторы, в т. ч. Шостакович, Свиридов, К. Караев,
Б. Чайковский. В 1977 Б. эмигрировал в Израиль. Возглавлял Израильский
камерный оркестр. Выступает и как симфонический дирижер (в 198288 был главным
дирижером Борнмутского СО, в 198588
возглавлял Ванкуверский СО).
Бас (лат. bassus, итал. basso «низкий»). (1) Нижний голос многоголосной композиции, нижний
тон аккорда. Термин «Б.» в этом значении используется с середины XV в., когда
партию нижнего из двух контратеноров (1)
в четырехголосном складе стали называть contratenor bassus.
(2) Низкий мужской голос. Обычный диапазон
Б. Fe΄. Голос этого типа утвердился в полифонических композициях начиная с XVXVI вв. В
ранних операх Б. поручались главным образом роли богов и потусторонних существ,
несколько позднее также старцев и монархов. В XVIII в. Б. ассоциировался
преимущественно с аффектами ярости и гнева; с другой стороны, для Б.
предназначалась партия Иисуса Христа в пассионах и ораториях. В середине и
особенно во 2-й половине столетия большое распространение получил
комический, или характерный, Б. (basso buffo), партии для которого писали Перголези,
Моцарт, Россини и др. В операх XIX в. Б. служил главным образом для воплощения
отрицательных или демонических персонажей (Писарро, Каспар, Альберих, Фафнер,
Хаген, Мефистофель; многие партии этого амплуа предназначены для «глубокого Б.»
[basso profondo]) и носителей власти (Филипп II, Великий инквизитор,
король Марк, Борис Годунов и др. партии для так наз. «благородного Б.» [франц. basse noble] или
«певучего Б.» [итал. basso cantante]). В русской церковной
музыке встречается глубокий Б. («октава») с диапазоном от B1 или даже от A1.
(3) Термином «Б.» иногда обозначают
инструменты басового регистра, прежде всего контрабас (в симфоническом или
камерном оркестре и джазовом ансамбле) и тубу (в духовом оркестре), а также
низкие инструменты отдельных семейств. Басовая флейта in C, бас-кларнет in B и басовая
труба звучат на октаву ниже обычных (сопрановых) разновидностей этих
инструментов, басовый саксофон in B на октаву ниже тенор-саксофона,
басовый тромбон in G или in F на малую терцию или кварту ниже тенорового. «Басовая
туба» синоним просто тубы. В семействе виол функцию Б. выполняет басовая виола или виола да гамба. В конце
XVII в.
во Франции получила распространение басовая скрипка (basse de violon) инструмент,
настроенный на тон ниже виолончели (т. е. B1Fcg).
Бас-баритон.
Мужской голос с диапазоном ок. Asf΄. Для голоса
этого типа предназначены, в частности, некоторые партии в операх Вагнера
(Голландец, Вотан, Ганс Закс).
Бас-гитара.
Большая электрическая
гитара, обычно с 4 толстыми струнами, изобретена в 1951. Стандартная
настройка: E΄A΄DG.
Бас-данс
(франц. basse danse, букв. «низкий танец»; итал. бассаданца [bassadanza]).
Придворный танец в умеренном темпе и, как правило, в четырехдольном размере,
распространенный во Франции, в Италии, Нидерландах между 2-й половиной
XIV и
серединой XVI в. В Б.-д. не было быстрых па и высоких прыжков,
характерных для «высокого танца» (итал. alta danza) или сальтарелло.
Музыка для Б.-д. обычно импровизировалась на основе cantus
firmus.
Басийи (Bacilly), Бенинь де (ок. 1625, Нормандия[?], 27.9.1690, Париж).
Французский вокальный педагог и композитор. Большую часть жизни прожил в Париже.
Автор нескольких сборников шансон, светских и духовных арий, а также трактата Remarques curieuses sur l’art de bien
chanter («Замечания об искусстве хорошо петь», 1668). Эта
книга важнейший источник сведений о французском вокальном
исполнительстве XVII в.
Бас-кларнет (итал. clarinetto basso, англ. bass clarinet, франц. clarinette basse, нем. Baßklarinette). Кларнет
в строе B, звучащий на октаву ниже обычного кларнета in B (см. рис. к статье Деревянные духовые инструменты). Нижний
звук Es (у французских и английских инструментов) или D (у немецких инструментов).
Самые ранние сохранившиеся образцы были произведены в 1793 и предназначались,
по-видимому, для замены фаготов в военных оркестрах. В симфоническом оркестре
используется с середины XIX в. (один из ранних случаев «Гугеноты» Мейербера,
1836).
Бассаданца
(bassadanza, от итал. bassa
danza
«низкий танец»). Итальянская разновидность французского придворного танца бас-данс.
Бассани
(Bassani), Джованни Баттиста (ок. 1657, Падуя, 1.10.1716, Бергамо).
Итальянский композитор, скрипач и органист. Возможно, учился у Кариссими. Работал главным образом в Ферраре и
Бергамо, где с 1686 занимал пост капельмейстера. Был плодовитым композитором,
написал 9 опер и 15 ораторий, однако самой известной частью его
наследия остаются трио-сонаты для струнных. Между тем многое в церковных и
светских кантатах Б. заслуживает внимания, а среди его месс и мотетов есть
значительные образцы стиля кончертато.
Церковная музыка Б. представляет интерес как связующее звено между духовными
произведениями Монтеверди и творчеством Вивальди, Дуранте, Перголези.
Бассано
(Bassano), Джованни (ок. 1558, ?, лето[?] 1617, Венеция).
Итальянский корнетист и композитор. Играл в инструментальном ансамбле
венецианского собора св. Марка, позднее возглавил его; был также учителем
пения в семинарии при соборе. Автор учебных пособий, в т. ч. по
орнаментике, оказавших влияние на венецианских композиторов (в частности, на
Дж. Габриэли). Среди произведений канцонетты и многохорные
мотеты.
«Бассариды» («Вакханки», The
Bassarids). Опера с интермеццо Хенце на либретто Одена
и Честера Колмана (Kallman) по Еврипиду (1966, Зальцбург).
Бассетгорн
(нем. Bassetthorn, итал. corno di bassetto «басовый рог»).
Духовой инструмент семейства кларнетов в строе F (редко G или Es). Нижний звук
диапазона (по письму) c. Был распространен в XVIII в., особенно после
1770. Использовался Моцартом (в Серенаде для 12 духовых и контрабаса K 361, 1781,
масонских пьесах, «Волшебной флейте»,
Реквиеме).
Бассет-кларнет.
Современное название сопрановой разновидности кларнета
с нижней частью диапазона, расширенной, как у бассетгорна, до c (по письму). Партии для Б.-к., сконструированного А. Штадлером, фигурируют в некоторых партитурах
Моцарта.
Бассетт
(Bassett), Лесли (р. 22.1.1923, Хансфорд,
Калифорния). Американский композитор и педагог. Учился в Мичиганском университете
у Финни, чьим влиянием
отмечено все его творчество. С 1952 преподаватель того же университета
(в 1970 возглавил кафедру композиции). Пишет главным образом камерную и
духовную хоровую музыку. Его Вариации для оркестра (1963) удостоились Пулитцеровской
премии.
Басси (Bassi), Луиджи (5.9.1766, Пезаро, 13.9.1825, Дрезден). Итальянский
певец (баритон). На пражской премьере оперы Моцарта «Свадьба Фигаро» (1786)
выступил в роли Фигаро, а год спустя стал первым исполнителем заглавной партии
в опере «Дон Жуан». В 1815 возглавил итальянскую оперную труппу в
Дрездене.
Basso continuo (бассо континуо) см. Цифрованный бас.
Basso ostinato (бассо остинато, итал. «упорный бас»). Короткая, многократно повторяющаяся фигура в
басовом голосе; составляет фон для непрерывно обновляемых верхних голосов (см.
также Граунд). На B. o. построены
многие итальянские и испанские танцевальные и песенные формы Возрождения и
барокко, в т. ч. романеска,
руджеро, малагенья, фолия. Стандартные гармонические последования, характерные для этих
форм, проникли в оперу («бас малагеньи» IVIIVIV в финальном дуэте из оперы «Коронация Поппеи» с музыкой Б. Феррари)
и инструментальную музыку высоких жанров в качестве основы для вариаций.
Важнейшие барочные вариационные формы на B. o. чакона
и пассакалья; их основа обычно
мыслится не как простое гармоническое последование, а как целостная
мелодическая идея (таковы знаменитые пьесы Баха Чакона из Партиты BWV 1004 для
скрипки соло и Пассакалья BWV 582 для органа). Иногда остинатная басовая фигура повторяется на
протяжении всей пьесы без изменений; в иных случаях она варьируется, реже
транспонируется в другую тональность. В чаконах Люлли и Рамо остинатный бас
трактуется весьма свободно, а в чаконах более поздних авторов, в т. ч.
Глюка и Моцарта (K 367), он сохраняется лишь в рудиментарной форме. В XIX в. форма
вариаций на B. o. применялась редко (32 вариации для фп. Бетховена, интерлюдия из 3-го акта
оперы Вагнера «Парсифаль», финал 4-й симфонии
Брамса). Она вновь получила широкое распространение в XX в., в т. ч. у
мастеров новой венской школы (Пассакалья для оркестра Веберна, 8-я часть
«Лунного Пьеро» Шёнберга, 4-я сцена
1-го акта оперы Берга «Воццек»), Шостаковича (интерлюдия из 2-го акта
оперы «Леди Макбет Мценского уезда»,
отдельные части ряда симфоний, квартетов и др.), Стравинского (кода финала
Симфонии псалмов, где фигура B. o. состоит из четырех половинных нот в размере
3/2, т. е. ее положение относительно тактовой черты постоянно меняется),
Бриттена, Хиндемита и др.
Бастианс
(Bastiaans), Йоханнес Гейсбертус (31.10.1812, Вильп, 16.2.1875, Харлем).
Нидерландский органист и композитор. Учился в Лейпциге у К. Ф. Беккера
и Мендельсона. С 1838 работал церковным органистом в Девентере, Амстердаме и
Харлеме. Автор четырехголосных хоралов и многочисленных произведений для
органа, обнаруживающих влияние Мендельсона. Написал также руководство по
гармонии (1867). Активно пропагандировал в Голландии музыку
И. С. Баха.
«Бастьен и Бастьенна» (Bastien und Bastienne). Одноактный
зингшпиль Моцарта K 50 на либретто Ф. В. Вайскерна (Weiskern) и
И. А. Шахтнера (Schachtner) по «Деревенскому колдуну»
Руссо (1768, Вена).
Батай (Bataille), Габриэль (ок. 1575, Бри[?], 17.12.1630, Париж).
Французский композитор, лютнист и поэт. С 1619 служил при королевском дворе.
Между 1608 и 1615 выпустил 6 сборников полифонических придворных арий ведущих композиторов в собственной аранжировке для
голоса и лютни. Сочинял песни, в т. ч. для придворного балета, и псалмы, в которых следовал правилам
«размеренного пения», установленным Баифом.
Бати (Bati), Лука (ок. 1550, Флоренция, 17.10.1608, там же).
Итальянский композитор. Служил соборным капельмейстером в Пизе (1596),
затем при дворе Медичи; с 1598 или 1599 соборный капельмейстер во
Флоренции. Созданная им театральная музыка для придворных свадеб и
флорентийских карнавалов утеряна. Что касается его сохранившихся мадригалов
(1594, 1598) и произведений для церкви, то они отличаются высокими
достоинствами, хотя и сравнительно консервативны по стилю.
Батифон
(bathyphone, от греч. «глубокий», «сильный» и «звук»). Контрабасовый кларнет в
строе C с диапазоном E1c΄. Изобретен Вильгельмом Вибрехтом (Wiebrecht),
производился с 1839.
Батлер (Butler), Чарлз (ок. 1560, Уайкомб, 28 или 29.3.1647,
Вутон-Сент-Лоуренс). Английский музыкант, священник. Получил гуманитарное
образование в Оксфорде. Ценным документом эпохи является труд Б. Principles of Musik («Основы
музыки», 1636), в котором рассматривается роль музыки в церковной и светской
жизни.
Батон (Bâton), Шарль (начало XVIII в., Версаль, после 1754, Париж). Французский композитор и
исполнитель на колесной лире. Во
многом благодаря его отцу Анри (ум. 1728) простонародные волынка (см. Мюзетт [1]) и колесная лира вошли в моду среди высших слоев общества. Б.
продолжил дело своего отца, сочинив сюиты и сонаты для обоих инструментов.
|