Бахман Бейбл
Бахман (Bachmann), Зикст (18.7.1754, Кеттерхаузен, 18.10.1825, Ройтлингендорф).
Немецкий композитор. В возрасте 12 лет состязался в игре на органе с 10-летним
Моцартом. Впоследствии стал священником в Обермархтале, где занимался
преподаванием и сочинял полифоническую музыку для церкви, фортепианную и
органную музыку и др.
Бахофен
(Bachofen), Иоганн Каспар (26.12.1695, Цюрих, 23.6.1755, там же).
Швейцарский композитор и педагог. Преподавал пение в Цюрихе; с 1739 служил
капельмейстером в Немецкой школе; в 1742 стал кантором в Гроссмюнстере.
Наследие Б. включает кантаты, пассионы и многочисленные духовные песни, главным
образом для 3 голосов с органом. Его сборник Musicalisches Hallelujah
(1727) долго пользовался популярностью.
Бацевич
(Bacewicz), Гражина (5.5.1913, Лодзь, 17.1.1969, Варшава). Польский
композитор, скрипачка. Композиции училась у Сикорского в Варшаве и у Буланже
в Париже. Будучи концертирующей скрипачкой, написала ряд произведений для
своего инструмента, в т. ч. 7 концертов (193865). Значительная часть
творчества Б. отмечена печатью неоклассицизма;
тем не менее в начале 1960-х Б. не осталась в стороне от волны
стилистического обновления, которая охватила тогда всю польскую музыку (весьма
примечательны по-импрессионистски утонченные Pensieri notturni [«Ночные
думы»] для оркестра, 1961). Авангардные тенденции особенно ярко проявились в
оркестровых произведениях Б., созданных после 1965 (Musica sinfonica, 1965; In una parte, 1967; Contradizione для
камерного оркестра и магнитофона, 1968).
Баццини
(Bazzini), Антонио (11.3.1818, Брешиа, 10.2.1897, Милан). Итальянский
скрипач, композитор и педагог. В 184145 жил в Германии, поддерживал дружеские
отношения с Шуманом и Мендельсоном. После 1864, завершив успешную карьеру
скрипача-виртуоза, сосредоточился на композиции; сочинял главным образом в
классических формах немецкой камерной музыки. Долгое время среди скрипачей
пользовался популярностью его «Хоровод эльфов» (франц. La ronde des lutins) для
скрипки и фп. С 1873 профессор (впоследствии директор) Миланской консерватории; среди его
учеников Каталани,
Пуччини, Масканьи.
Башенная
музыка (нем. Turmmusik). Музыка, звучащая с башни ратуши или
церкви. С конца XVI до начала XVIII в. Б. м., исполняемая ансамблем духовых, была непременной
принадлежностью немецкой городской жизни. Репертуар Б. м. состоял в
основном из хоральных обработок, но иногда включал и более развернутые
композиции. Наиболее значительный композитор Б. м. Пецель.
Башмет,
Юрий Абрамович (р. 24.1.1953, Ростов). Русский
альтист. Учился в Московской консерватории у Вадима Борисовского и Федора
Дружинина. Разносторонний виртуоз и обладатель необычайно красивого тона,
завоевал международную известность еще в 1970-х; внес значительный вклад
в популяризацию альта как сольного инструмента. Славится прежде всего как
интерпретатор музыки XX в.; первым сыграл ряд опусов современных композиторов, в
т. ч. Денисова, Шнитке, Канчели, Губайдулиной. Выступал в ансамблях с Кремером,
Ростроповичем, С. Рихтером и др. В 1986 основал камерный
оркестр Солисты Москвы. С 1997 художественный руководитель фестиваля
камерной музыки Декабрьские вечера.
Баэрман см. Берман (Bärmann, Baermann).
Баян. Русский клавишно-пневматический инструмент: аккордеон с 2 кнопочными клавиатурами. Назван по имени
легендарного древнерусского певца-сказителя. Производится с начала XX в. На правой
клавиатуре имеет хроматический звукоряд (с диапазоном в 45 октав), на
левой басы и аккорды (мажорные и минорные трезвучия,
доминантсептаккорды, на некоторых разновидностях также уменьшенные
септаккорды).
BWV (сокращение
от Bach-Werke-Verzeichnis). Обозначение, предваряющее номера произведений И. С. Баха
по каталогу Шмидера.
Беарнский
тамбурин (струнный тамбурин, франц. tambourin de Béarn или tambourin
à cordes). Разновидность цимбал, используемая главным образом на юге
Франции для ритмического басового сопровождения игры на так наз. галубе (galoubet) маленькой продольной
флейте с 3 пальцевыми отверстиями. Сочетание Б. т. и галубе было
популярно в танцевальной музыке эпохи Возрождения; в XVIII в. это же сочетание вошло в моду при французском королевском
дворе. Б. т. имеет 6 жильных струн, протянутых поперек деревянного резонатора длиной ок. 90 см.
«Беатриче
ди Тенда» (Beatrice di Tenda). Опера в 2 актах Беллини на
либретто Романи (1833, Венеция).
«Беатриче
и Бенедикт» (Béatrice et Bénédict). Опера в
2 актах Берлиоза на собственное либретто по комедии Шекспира «Много шума
из ничего» (1863, Баден-Баден).
Беббитт см. Бэббитт.
Бебунг (нем. Bebung «дрожание»). Вибрато,
которое можно получить на клавикорде,
периодически уменьшая и увеличивая давление пальца на клавишу и тем самым
варьируя давление тангента на струну. Обозначается залигованными точками
над нотой.
Бевин (Bevin), Элуэй (ок. 1554, ?, похоронен 19.10.1638, Бристоль).
Валлийский композитор. Возможно, учился у Таллиса. С 1585 хормейстер, с 1589 органист Бристольского
собора. С 1605 член лондонской Королевской
капеллы. Сочинял церковную музыку и инструментальные пьесы. Сборник Б. Briefe and Short Instruction in the Art of Musicke
(«Краткое и сжатое поучение об искусстве музыки», 1631) содержит мастерски
выполненные каноны.
Бегларян
(Beglarian), Грант (р. 1.12.1927, Тифлис).
Американский композитор. В США с 1947. Учился в Мичиганском университете у Финни; испытал влияние Копленда. Занимал административные посты в
Лос-Анджелесском университете и в Нац. фонде содействия искусствам. Среди
произведений «И отозвались все холмы» (And all the Hills Echoed) для
баритона, хора, литавр и органа.
Бёддекер
(Böddecker), Филипп Фридрих (5.8.1607, Хагенау, 8.10.1683, Штутгарт).
Немецкий композитор, фаготист, органист. Служил придворным музыкантом в
Дармштадте и Дурлахе, органистом собора в Страсбурге (с 1642) и коллегиальной
церкви в Штутгарте (с 1652). Среди его произведений особенно интересны Te Deum для большого
состава и сборник Sacra
partitura, включающий вокальные произведения, отмеченные
влиянием нового итальянского монодического стиля. Две сонаты Б. (одна для
скрипки, другая для фагота) принадлежат к числу самых ранних образцов
жанра, созданных в Германии.
Бедингем
(Бидингем,
Бодигем, Bedyngham, Bodigham и др. варианты), Йоханнес (ум. между 3.5.1459 и 22.5.1460,
Вестминстер). Английский композитор. Был членом Лондонской гильдии приходских
священников, к концу жизни служил в вестминстерской церкви св. Стефана.
Возможно, Б. то же лицо, что и Джон Бодденхем (Boddenham), о котором
известно, что он родился в 1422 в Оксфорде, там же учился и пел в хоре.
Б. автор 2 необычайно свободных по форме месс (одна из которых
представляет собой пародию баллады Беншуа Dueil angoisseux) и
3 мотетов, наделенных весьма сложной ритмической структурой. Возможно, ему
же принадлежат 8 песен, которые воспроизведены в ряде рукописных
источников, часто с различными текстами на разных языках; некоторые из этих
песен иногда приписываются и др. композиторам (например, популярная O rosa bella
Данстейблу). Судя по тому, что музыка Б. часто переписывалась, он
пользовался известностью.
Бедо де Селль (Bédos de Celles),
Франсуа (24.1.1709, Ко, 25.11.1779, Сен-Дени). Французский органный
мастер и автор ценного труда L’art du facteur d’orgues («Искусство изготовления
органов», Париж, 176678), где подробно описываются конструктивные особенности
французских классических органов и рассматриваются вопросы исполнительской
практики.
Бедфорд
(Bedford), Дэвид (Викерман) (р. 4.8.1937,
Лондон). Английский композитор. Учился в КАМ у Беркли и в Венеции у Ноно. Выступал как исполнитель и
аранжировщик поп-музыки. Стиль Б. развивался от экспериментальной простоты
(«Музыка для лунной ночи на Альбионе» [Music for Albion Moonlight] для
сопрано и секстета, 1965) к минимализму в духе некоторых ведущих
современных композиторов США («Конец звезды» [Star’s End] для
рок-группы и оркестра, 1978). Много сочиняет для детей и юношества.
Бедфорд
(Bedford), Стюарт (Джон Рудолф) (р. 31.7.1939,
Лондон). Английский дирижер, брат Д. Бедфорда. Учился в КАМ (где преподает с 1965) и в Оксфорде; с конца 1960-х
дирижер Фестивальной оперы в Глайндбёрне и Английской оперной группы. Провел сценические премьеры опер
Бриттена «Оуэн Уингрейв» (1973, Ковент-Гарден) и «Смерть в Венеции» (1973, Олдбро; 1974, Метрополитен-опера). Выступает также как пианист-ансамблист.
Безар (Besard), Жан-Батист (ок. 1567, Безансон, после 1617, ?).
Французский лютнист и композитор. Обучался праву и медицине во Франции и в
Италии; позднее обосновался в Германии. Составленный им сборник Thesaurus harmonicus
(1603) включает 403 пьесы для лютни (некоторые из них с вокальной
партией), принадлежащие 21 композитору, в т. ч. самому Б. В сборнике
представлены почти все известные в то время формы инструментальной музыки;
многие пьесы впоследствии воспроизводились в др. сборниках. Менее объемистое
издание аналогичного рода, Novus
partus, вышло в свет в 1617. Оба сборника включают
руководство по игре на лютне.
Бёзендорфер
(Bösendorfer). Австрийская фирма по производству роялей и пианино. Основана в 1828
в Вене Игнацем Б. (17961859). Рояль фирмы Б. удостоился высокой оценки Листа,
что значительно повысило спрос на ее продукцию. Первоначально фирма производила
только инструменты с венским молоточковым механизмом, к концу XIX в. перешла
на английский механизм с репетицией. В 18281975 фирмой были созданы
33 модели инструментов. Производительность фирмы Б. сравнительно невелика,
однако ее инструменты, прежде всего большие концертные рояли, ценятся
чрезвычайно высоко. В 1966 фирма перешла во владение американской компании Кимбелл.
Безоцци
(Besozzi). Семья итальянских музыкантов. Алессандро (старший) (творил в
16801700 в Милане) оперный певец и композитор. Его брат Кристофоро
(16611725) гобоист и фаготист при дворе герцога Пармы. Сыновья
Кристофоро, Джузеппе (16861760), Алессандро (младший) (17021793) и Паоло
Джироламо (17041778) гобоисты. Первоначально все они работали в Парме;
впоследствии Джузеппе играл при неаполитанском дворе, а Паоло Джироламо
(игравший также на фаготе) и Алессандро служили при туринском дворе и
гастролировали в Париже. Алессандро был плодовитым автором сонат.
Сыновья Джузеппе, Антонио (17141781) и
Гаэтано (17271798), гобоисты, много гастролировали по Европе; первый
работал преимущественно в Дрездене, а второй в Париже. Сын Антонио,
Карло (1738 после 1798), также работал гобоистом в Дрездене. Правнук
Гаэтано, Луи-Дезире (18141879) французский пианист и композитор.
«Без
солнца». Вокальный цикл Мусоргского для голоса и фп.,
6 романсов на слова Арсения Голенищева-Кутузова (1874). Инструментован
Денисовым для баса и оркестра (1982).
Бейбл (Бабель, Babell), Уильям
(ок. 1690, Лондон[?], 23.9.1723, Айслингтон). Английский
клавесинист, органист и композитор французского происхождения. Ученик Пепуша. Выступал в Лондоне с 1711. Прославился
как клавесинист-виртуоз и автор эффектных переложений арий из опер Генделя и
др. композиторов. Сочинял сольные сонаты и концерты. Одним из первых стал подробно
выписывать мелодические украшения; его орнаментика (в т. ч. в сонатах для
гобоя) дает яркое представление об исполнительской практике начала XVIII в.
|