Бейзелон — Бекуит

Бейзелон (Bazelon), Ируин (Аллен) (4.6.1922, Эванстон, Иллинойс, — 2.8.1995, Нью-Йорк). Американский композитор. В 1946—48 учился в Миллс-колледже у Мийо. Автор многочисленных произведений для оркестра и различных камерных составов, преимущественно с участием медных духовых и ударных (концерт для ударных Propulsions, 1974, и др.).

Бейкер (Baker), дэйм Дженет (Абботт) (р. 21.8.1933, Хатфилд, Йоркшир). Английская певица (меццо-сопрано). Училась у Э. Изепп (Isepp) и М. Сен-Клер (St Clair). Обладательница насыщенного, богатого оттенками голоса, совершенной техники, высокой и разносторонней культуры, по складу артистической личности близка Ферриер. Мастерски исполняла камерно-вокальную музыку немецких, британских, французских композиторов, партии в ораториях, мессах и кантатах. Основу ее оперного репертуара составляли партии в произведениях композиторов барокко (прежде всего Генделя, а также Монтеверди, Кавалли, Пёрселла) и Бриттена (в 1963 исполнила роль Полли в бриттеновской обработке «Оперы нищего»; в 1966 дебютировала в Ковент-Гарден в роли Гермии [«Сон в летнюю ночь»]; специально для Б. была написана партия Кейт в опере «Оуэн Уингрейв», 1971). Среди др. ролей — Орфей (Глюк), Дидона («Троянцы» Берлиоза), Дорабелла, Мария Стюарт в одноименной опере Доницетти. В 1982 оставила сцену (последняя роль — глюковская Альцеста в Ковент-Гарден), но продолжала концертировать.

Бейкер (Baker), Дэвид Натаниэл (р. 21.12.1931, Индианаполис). Американский композитор и джазовый виолончелист. Играл с такими джазовыми исполнителями, как Мэйнард Фергюсон (Ferguson), Куинси Джоунс (Jones), Лайонел Хэмптон. Автор работ об афро-американской музыке и ок. 2000 музыкальных произведений, в которых объединены элементы джаза, серийной техники, электронной музыки, госпелов и народных песен.

Бейли (Bailey), Норман (р. 23.3.1933, Бирмингем). Английский певец (бас-баритон). Учился в Венской академии музыки. В 1960—67 много выступал в Западной Германии, в т. ч. в Байройте; в 1968 дебютировал на сцене Английской нац. оперы (Ганс Закс). Один из самых известных вагнеровских певцов своего поколения (среди др. ролей — Голландец, Гунтер, Амфортас).

Бейль (Bayle), Франсуа (р. 27.4.1932, Таматаве, Мадагаскар). Французский композитор. Учился в Парижской консерватории у Мессиана и в Дармштадте у Штокхаузена. В 1960 присоединился к Группе музыкальных исследований (Groupe de Recherches Musicales) под руководством П. Шеффера; возглавлял группу в 1966—98. Работает в области электронной музыки. Создал новую концепцию «оркестровки» и пространственной организации электронных звучаний — Acousmonium (1974).

Бейнбридж (Bainbridge), Саймон (р. 30.8.1952, Лондон). Английский композитор. Учился в КМК у Дж. Ламберта и в Тэнглвуде у Шуллера. Стиль Б. формировался под влиянием американской музыки, прежде всего Айвза и Райча. В своей музыке часто использует пространственные эффекты. Среди произведений — альтовый концерт (1976), Concertante in moto perpetuo (1983), Фантазия для 2 оркестров (1984), концерт для гобоя, кларнета и камерного оркестра (1990), вокальный цикл Ad ora incerta («К неведомым берегам», 1996).

Бейнтон (Bainton), Эдгар (Лесли) (14.2.1880, Лондон, — 8.12.1956, Сидней). Английский композитор и педагог. Учился в КМК у Стэнфорда. В 1901—33 преподавал в консерватории г. Ньюкасл-апон-Тайн, затем — в консерватории шт. Новый Южный Уэльс, Австралия. Оказал значительное влияние на музыкальную жизнь Сиднея. Автор опер («Жемчужное дерево» [The Pearl Tree], 1944, и др.), 3 симфоний и др. произведений, преимущественно в позднеромантическом пасторальном стиле.

Бейнум (Beinum), Эдуард (Александер) ван (3.9.1901, Арнем, — 13.4.1959, Амстердам). Нидерландский дирижер. В 1931 стал вторым дирижером оркестра Консертгебау, а в 1945 сменил Менгельберга на посту главного дирижера. В 1949—51 дирижировал Лондонским ФО; в 1954 дебютировал в США с Филадельфийским оркестром. Основу репертуара Б. составляли произведения Бетховена, Брукнера, современная музыка Нидерландов.

Бейсель (Beissel), Иоганн Конрад (1.3.1691, Эбербах, — 6.7.1768, Ефрата, Пенсильвания). Американский композитор немецкого происхождения. Переселился в Новый Свет в 1720; 12 лет спустя основал в Ефрате монашескую общину. Антемы и гимны Б. были опубликованы в виде нескольких певческих книг; сборник «Песни одинокой и покинутой горлицы» (Das Gesang der einsamen und verlassenen Turtel-Taube, 1747) включает описание разработанного Бейселем метода пения и сочинения музыки. Рассказ о ефратской общине и о духовной музыке Б. содержится в романе Т. Манна «Доктор Фаустус» (1947).

Бейси (Basie), Каунт (т. е. «Граф»; наст. имя Уильям) (21.8.1904, Ред Бэнк, шт. Нью-Йорк, — 26.4.1984, Голливуд). Американский джазовый пианист и руководитель джаз-бэндов. В юности занимался у Фэтса Уоллера. С конца 1920-х работал с джаз-бэндами Уолтера Пейджа (Page) и Бенни Моутена (Moten) в Канзас-Сити. После смерти Моутена (1935) Б. основал собственный ансамбль Barons of Rhythm, который в 1937 был переименован в Count Basie Orchestra. Если не считать короткого перерыва в начале 1950-х, Б. руководил им до конца жизни. Оркестр Б. был одним из ведущих (наряду с оркестром Бенни Гудмена) джаз-бэндов эпохи суинга; в него входили такие блистательные солисты, как Лестер Янг (тенор-саксофон) и Бак Клэйтон (Clayton) (труба). Б. трактовал ритмическую секцию по-новому, как основу для солистов и как фон, на котором взаимодействуют медные и тростевые инструменты. На искусство джаза повлияли прежде всего довоенные композиции Б., в т. ч. O’clock jump (1937) и Jumpin’ at the Woodside (1938).

Бейт (Bate), Стэнли (Ричард) (12.12.1913, Плимут, — 19.10.1959, Лондон). Английский композитор. Учился в КМК у Воан-Уильямса, Джейкоба и др., занимался также у Буланже и Хиндемита. Среди произведений — 3 симфонии, по 3 концерта для скрипки и фп. с оркестром, по 1 концерту для альта, виолончели и клавесина с оркестром, балеты, произведения для фп., камерно-инструментальные ансамбли.

Бейтсон (Bateson), Томас (между 1570 и 1575, Уиррел[?], — март 1630, Дублин). Английский композитор. С 1599 служил соборным органистом в Честере, с 1609 — в Дублине. Автор 2 книг мадригалов (1604, 1618).

Бек (Beck), Конрад (16.6.1901, Лон, — 31.10.1989, Базель). Швейцарский композитор. Учился в Цюрихе и Берлине, а также в Париже, где жил в 1923—32. Ранние произведения Б., в т. ч. 5 симфоний (1925—30), выдержаны в позднеромантическом стиле; позднее, под влиянием Русселя, Онеггера, Буланже стал писать в необарочном духе. Среди произведений — оратории (в т. ч. «Смерть в Базеле» [Der Tod in Basel, 1952]), концерты, камерные ансамбли.

Бек (Bäck), Свен-Эрик (16.9.1919, Стокгольм, — 10.1.1994, там же). Шведский композитор, ученик Русенберга в Стокгольме и Петрасси в Риме. Подобно многим шведским композиторам своего поколения, в 1940—50-х испытал влияние вначале Хиндемита, затем Веберна и, наконец, Штокхаузена. Среди произведений Б. — оперы, музыка для лютеранской службы, 3 струнных квартета (1945, 1947, 1962).

Бек (Beck), Франц Игнац (20.2.1734, Мангейм, — 31.12.1809, Бордо). Немецкий композитор. Учился у И. Стамица, играл на скрипке в Италии, ок. 1760 обосновался во Франции — вначале в Марселе, затем в Бордо, где занял пост дирижера Гран-театра (Grand Théâtre). В молодые годы создал несколько симфоний, в которых заметны такие прогрессивные для середины XVIII в. черты, как тематическое развитие, самостоятельные партии для духовых, а в сравнительно поздних образцах — четырехчастное строение. Среди др. произведений — оперы, церковная музыка (в т. ч. Stabat mater, 1783), революционные песни и марши, клавирные сонаты.

Бекар — см. Альтерации знаки.

Беке (Beecke), (Нотгер) Игнац (Франц) фон (28.10.1733, Вимпфен на Неккаре, — 2.1.1803, Валлерштайн). Немецкий композитор и пианист. Учился у Глюка, чьим влиянием отмечены его вокальные произведения, в т. ч. опера «Роланд» (Roland, пост. после 1774, Париж) и 6 зингшпилей, среди которых — «Клаудина из Вилла Белла» (Claudine von Villa Bella) по Гёте (1780, Вена). В инструментальном творчестве Б. (20 симфоний, 12 струнных квартетов и др.) заметно влияние Гайдна.

Беки (Bechi), Джино (16.10.1913, Флоренция, — 2.2.1993, там же). Итальянский певец (баритон). Дебютировал на оперной сцене в 1936. Прославился как темпераментный и одухотворенный интерпретатор ролей Фигаро (Россини), Риголетто, Жермона, Амонасро, партий в операх композиторов-веристов.

Беккер (Becker), Гюнтер (р. 1.4.1924, Форбах). Немецкий композитор и педагог. В 1948—56 учился у Фортнера, чьим влиянием отмечено его творчество 1950-х. Другим источником влияния для Б. стала музыка и культура Греции, где он жил и преподавал в 1956—68. В 1962 основал в Афинах Студию новой музыки. После возвращения в Германию преподавал в Дармштадте и Дюссельдорфе. В середине 1960-х отказался от сериализма в пользу более утонченной техники организации музыкальной ткани, родственной микрополифонии Лигети (Stabil-instabil для оркестра, 1965). В некоторых партитурах Б. предусмотрено участие электроники (Meteoren для органа, ударных и магнитофона, 1969).

Беккер (Becker), Джон (Джозеф) (22.1.1886, Гендерсон, Кентукки, — 21.1.1961, Уилметт, Иллинойс). Американский композитор. Учился в консерватории г. Цинциннати; с 1917 преподавал в различных католических учебных заведениях Среднего Запада. Ранние симфонии и песни Б. написаны в подражание немецким образцам. В 1920-х, не без влияния Айвза и Кауэлла, его стиль существенно изменился, что нашло свое отражение в резко диссонантных гармониях его «Короткой симфонии» (Symphonia brevis, 1929) и некоторых др. опусов. Начиная с 1930-х Б. писал в атональной линеарно-полифонической манере; среди произведений — балеты (в т. ч. «Брак с космосом» [A Marriage with Space], 1935), концерты (в т. ч. Концерт для скрипки с оркестром, 1948), 8 пьес для разных камерных составов под общим названием Soundpieces.

Беккер (Becker), Дитрих (1623, Гамбург, — 1679, там же). Немецкий композитор и скрипач. С 1667 возглавлял придворный оркестр в Гамбурге, с 1674 служил соборным капельмейстером там же. Вышедший в 1668 сборник произведений Б. «Плоды музыкальной весны» (Musikalische Frühlings-Früchte) включает сонаты и сюиты для 3—5 инструментов с цифр. басом.

Беккер (Becker), Жан (11.5.1833, Мангейм, — 10.10.1884, там же). Немецкий скрипач-виртуоз, прозванный «немецким Паганини». В 1865 организовал Флорентийский струнный квартет (Quartetto Fiorentino) — один из выдающихся камерно-инструментальных ансамблей своего времени (существовал до 1880).

Беккер (Becker), Карл Фердинанд (17.7.1804, Лейпциг, — 26.10.1877, там же). Немецкий органист и библиограф. Первый профессор Лейпцигской консерватории по классу органа. Собрал богатую коллекцию старинной музыки и литературы о музыке.

Беккер (Becker), Корнелиус (21.10.1561, Лейпциг, — 25.5.1604, там же). Немецкий богослов и поэт. Рифмованная Псалтирь Б. послужила источником текстов для многих композиторов лютеранского вероисповедания, в т. ч. для Шютца.

Беккер (Bekker), Пауль (11.9.1882, Берлин, — 7.3.1937, Нью-Йорк). Немецкий музыковед и музыкальный критик. По образованию скрипач; играл в Берлинском ФО, работал дирижером в Ашаффенбурге и Гёрлице. В 1925—33 — театральный администратор в Касселе и Висбадене. В 1933 эмигрировал во Францию, затем в США. С 1906 выступал со статьями, рецензиями, обзорами, в которых отстаивал и пропагандировал творчество Малера, Шрекера, Шёнберга. Занимался феноменологическими и социологическими аспектами современной музыки; много писал о немецкой музыке XIX в. Широкой известностью пользуется книга Б. Die Sinfonie von Beethoven bis Mahler («Симфония от Бетховена до Малера», 1918).

Бекуит (Beckwith), Джон, по прозвищу «Рождество» (‘Christmas’) (25.12.1750 или 1749, Норуич, — 3.6.1809, там же). Английский органист и композитор. Работал в Оксфорде и Норуиче; прославился своими импровизациями. Среди произведений — антемы и пьесы для клавишных инструментов.

Яндекс.Метрика
© Издательство «Практика», 2011