Болет Бонончини
Болет (Bolet), Хорхе (15.11.1914, Гавана, 16.10.1990, Маунтин-Вью,
Калифорния). Американский пианист кубинского происхождения. Учился в
Филадельфии у выдающихся представителей романтического пианизма Годовского
и Морица Розенталя, а также у Серкина. В 193942 преподавал в Институте Кёртиса. Был на японском
театре военных действий; вскоре после войны продирижировал японской премьерой
оперетты Салливена «Микадо». В
центре пианистического репертуара Б. музыка Листа, которую он исполнял с
блеском, эффектно, в традициях романтического «большого стиля».
Болком (Bolcom), Уильям (Элден) (р. 26.5.1938, Сиэтл). Американский композитор и
пианист. В 195861 учился в Миллс-колледже
у Мийо, в 196164 в
Стэнфорде у Л. Смита;
занимался также в Париже у Мессиана.
С 1973 преподаватель Мичиганского университета. В своем творчестве
стремится преодолеть грань между «серьезной» и «легкой» музыкой. Сыграл ведущую
роль в возрождении рэгтайма и др. жанров американской традиционной популярной
музыки. Вместе со своей женой, певицей Джоан Моррис (Morris), выступал с
программами, составленными из песен американских композиторов конца XIX начала XX в. Среди его
разностильных произведений есть и такие, в которых затрагиваются философские и
религиозные вопросы. Одна из вершин творчества Б. монументальный
вокальный цикл «Песни невинности и опыта» (Songs of Innocence and Experience) для
солистов, хора и оркестра на слова У. Блейка (195681). В 1999 в Чикагской опере состоялась премьера оперы Б. «Вид с моста» (A View from the Bridge).
Боллиус
(Bollius), Даниэль (ок. 1590, Гехинген, ок. 1642, Майнц).
Немецкий композитор. Служил придворным органистом, затем капельмейстером в
Майнце. Автор одной из первых немецких ораторий Representatio (лат.
«Представление», ок. 1620). Это произведение, основанное на рассказе о
жизни Иоанна Крестителя (Лк. 3), примечательно выразительным
декламационным письмом для солирующих голосов и многообразными
инструментальными интерлюдиями.
Болонская
филармоническая академия см. Филармоническая академия.
Болонская
школа. Группа композиторов, работавших в середине и 2-й половине
XVII в.
в Болонье и связанных преимущественно с капеллой базилики Сан-Петронио или с Филармонической академией. Основные
представители Каццати, Перти, Дж. Б. Витали, Дж. Торелли,
Яккини; к Б. ш. примыкал Корелли, деятельность которого проходила главным
образом в Риме. Композиторы Б. ш. сыграли большую роль в становлении
жанров инструментального концерта и сонаты, в т. ч. для трубы и струнных
(это сочетание инструментов пользовалось в Болонье особой популярностью).
«Болт».
Балет в 3 актах соч. 27 Шостаковича,
либретто В. Смирнова (1931, Ленинград).
«Большая
книга органума» см. Magnus Liber Organi.
Большая
опера (гранд-опера, франц. grand opéra). В
широком понимании полномасштабная опера без разговорных диалогов на
серьезный сюжет. В более специальном понимании жанровое обозначение
произведений, которые создавались для Парижской
оперы в период ее высшего расцвета между 2-й половиной 1820-х
и концом 1860-х. Среди наиболее значительных образцов жанра
Б. о. «Немая из Портичи»
Обера (1828), «Вильгельм Телль» Россини (1829), оперы Мейербера и «Еврейка» Галеви (1835) на либретто
Скриба, «Сицилийская вечерня» и «Дон Карлос» Верди в первоначальных
французских версиях (1855, 1867). Все эти оперы складываются из 4 или
5 актов, а драмы человеческих страстей в них непременно разворачиваются на
фоне крупных исторических потрясений; сюжеты Б. о. предполагают богатое
сценическое оформление. В Б. о., как правило, фигурируют развернутые
балетные сцены. Жанровые условности французской Б. о. соблюдены и в таких
произведениях, как «Риенци» Вагнера
(1842), «Аида» Верди (1871).
«Большая
органная месса» (Große Orgelmesse).
Месса № 4 Es-dur Гайдна (ок. 1774). Включает развитую партию органа.
«Большая
соната для молоточкового фортепиано» (Große Sonate für Hammerklavier,
Hammerklavier-Sonate). 29-я фортепианная соната
соч. 106 B-dur Бетховена.
«Большая
фуга» (нем. Die große Fuge; авторское заглавие Grande Fugue tantôt libre,
tantôt recherchée [франц. «большая фуга,
местами свободная, местами искусно разработанная»]). Произведение Бетховена для
струнного квартета соч. 133 B-dur (1826). Первоначально финал (6-я часть)
13-го струнного квартета соч. 130; позднее Бетховен написал для
этого квартета новый, более простой финал, а «Б. ф.» выделил в
самостоятельный опус. В настоящее время квартет часто исполняется в
первоначальном виде. Вайнгартнер обработал «Б. ф.» для струнного
оркестра.
Большие антифоны (так
наз. O-антифоны). Семь антифонов к Магнификату, тексты которых начинаются с
восклицания «О» (O sapienta,
O adonai и т. д.). Источники текстов
ветхозаветные пророчества о пришествии Мессии. Исполняются на одну и ту же
мелодию 2-го лада (см. Церковные лады) в течение последних семи
дней Адвента (Рождественского поста). Вошли в богослужение ок. IX в.
Большой
барабан (итал. gran’ cassa, англ. bass drum, франц. grosse caisse, нем. große Trommel).
Самый крупный оркестровый барабан с
неопределенной высотой звука. Состоит из деревянного цилиндрического корпуса (резонатора) и двух кожаных или
пластиковых мембран, стянутых по краям обручами (см. рис. к статье Ударные инструменты). По мембране
ударяют массивной колотушкой с головкой, обтянутой войлоком; реже используются
палки для литавр, метелки и т. п. На Б. б. играют обычно стоя. До XVIII в.
Б. б. в Европе был редкостью. В функции характерного инструмента янычарской музыки Б. б. первым
использовал, по-видимому, Глюк; его примеру последовали Моцарт («Похищение
из сераля», 1782), Гайдн («Военная
симфония», 1794), Бетховен (ода «К
радости» из 9-й симфонии, 1824) и др. Позднее Б. б., как
инструмент, обладающий огромной динамической амплитудой, широко и разнообразно
применялся романтиками (Лист ввел в обиход тремоло на Б. б.) и
композиторами XX в.
«Большой
дуэт» (Grand Duo). Заглавие, под которым была издана
Соната C-dur Шуберта для фп. в 4 руки D 812 (1824). Считалось, что «Б. д.»
фортепианное переложение утерянной симфонии (см. «Гмунден-Гаштейнская симфония»). Произведение было оркестровано Йоахимом, Леппардом и др.
Большой
театр (Государственный академический Большой театр,
ГАБТ). Театр оперы и балета в Москве. Открыт в 1825 на месте Петровского театра
(построенного в 1780). В 192489 функционировал филиал Б. т.; в 196189
спектакли Б. т. шли также на сцене Кремлевского Дворца съездов. Оперная и
балетная труппы Б. т. гастролируют за рубежом с 1964. Художественный
руководитель театра с 2000 Рождественский.
Бомарше
(Beaumarchais), Пьер-Огюстен (Карон де) (24.1.1732, Париж, 18.5.1799, там
же). Французский драматург, автор пьес «Севильский цирюльник» (Le barbier de Séville, 1775) и «Женитьба Фигаро» (Le mariage de Figaro, 1784), послуживших литературной
основой для опер Паизиелло, Россини, Моцарта. В предисловии к либретто «Тарар»
(Tarare,
1787), написанному для Сальери, Б. аргументирует необходимость подчинить музыку
в опере словесному тексту. На сюжет пьесы Б. «Преступная мать» (La mère coupable, 1792) сочинены оперы Мийо и Корильяно.
Бомбардон.
Разновидность тубы (in F или in Es),
используемая главным образом в военных оркестрах.
Бонго (bongo, мн. бонги, bonghi). Афро-кубинский односторонний барабан
с деревянным корпусом. По мембране Б. ударяют пальцами или ладонью. Известен с
1900-х. Одиночные Б. встречаются редко; более обычны парные или тройные
Б. 2 или 3 барабана разной величины, соединенные между собой.
Используются в латиноамериканских танцевальных и западных эстрадных оркестрах,
а также в партитурах композиторов XX в. (Вареза, Орфа, Булеза, Денисова и др.).
Бондевиль
(Бондвиль, Bondeville), Эмманюэль (Пьер Жорж) де (29.10.1898,
Руан, 26.11.1987, Париж). Французский композитор. Учился в Руане и в
Парижской консерватории, был церковным органистом в Руане. С 1936 возглавлял
французское музыкальное радиовещание; в 195270 работал директором Парижской оперы. Автор опер (в
т. ч. «Мадам Бовари» [Madame
Bovary], 1951, «Антоний и Клеопатра» [Antoine et Cléopâtre], 1972), произведений для фп., симфонических поэм, «Лирической
симфонии» (Symphonie lyrique, 1957), «Хореографической симфонии» (Symphonie choréographique, 1965) и др. Член Института Франции (с 1959).
Бондини
(Bondini), Паскуале (ок. 1737, Бонн[?], 30 или 31.10.1789, Брунек).
Итальянский импресарио. Работал в Дрездене, Лейпциге, Праге (с 1781); заказал
Моцарту оперу «Дон Жуан», на премьере которой (1787, Прага) жена
Б. Катарина исполнила партию Церлины.
Бони (Boni), Гийом (?, Сен-Флур, после 1594, ?). Французский композитор,
капельмейстер Тулузского собора. Автор мастерски выполненных, хотя и
консервативных по стилю мотетов (1573), псалмов (1582), музыки к сонетам
Пьера Ронсара (2 сборника, 1576).
Бонинг (Bonynge), Ричард (Алан) (р. 29.9.1930, Сидней). Австралийский дирижер.
Учился в консерватории шт. Новый Южный Уэльс и в КАМ. С 1954 женат на Сазерленд. Аккомпанировал ей как пианист, а с
1963 дирижировал спектаклями с ее участием (по ее словам, был «архитектором ее
карьеры»). Возродил к новой сценической жизни многие забытые оперы мастеров бельканто. С 1976 художественный
руководитель Австралийской оперы в Сиднее.
Бонини (Bonini), Северо (23.12.1582, Флоренция, 5.12.1663, там же).
Итальянский композитор, бенедиктинский монах. Ученик Каччини. В 160709 во Флоренции были
опубликованы 4 сборника его пьес. С 1613 служил церковным органистом в
Форли (где вышли в свет еще 3 сборника его музыки). С 1640
капельмейстер флорентийской церкви Троицы. В своих произведениях (мотетах,
мадригалах, канцонеттах) сочетал различные стили полифонический,
монодический и кончертато. Трактат Б.
Discorsi e regole («Беседы и правила», 164950) ценный источник по ранней истории
монодии и оперы.
Бонни (Bonney), Барбара (р. 14.4.1956, Монклер, Нью-Джерси). Американская певица
(лирическое сопрано). Училась в зальцбургском Моцартеуме. С 1979 солистка Дармштадтского оперного театра,
где дебютировала в роли Анны («Веселые кумушки из Виндзора» Николаи). Выступает
на ведущих сценах Европы и Америки; среди партий Сюзанна, Церлина,
Деспина, Памина, Наннетта, Софи. В благородном сдержанном стиле исполняет песни
австро-немецких и скандинавских романтиков, выступает также в
кантатно-ораториальном репертуаре.
Бонно (Bonno), Джузеппе (или Йозеф) (29.1.1711, Вена,
15.4.1788, там же). Австрийский композитор итальянского происхождения. В
172636 учился в Неаполе у Дуранте и Лео, после чего обосновался в Вене (с 1739 придворный
композитор, с 1774 капельмейстер). Между 1749[?] и 1761 был также
капельмейстером при дворе князя Саксен-Гильдбурггаузенского. Пользовался
большим уважением в Вене как дирижер и педагог, дружил с семьей Моцарт. Автор
ораторий, произведений для церкви, опер (свыше 20), в т. ч. на либретто Метастазио. Стилистически его музыка занимает
срединное положение между итальянским барокко и венским (глюковско-гайдновским)
классицизмом. В духовной музыке Б.
отразилось влияние современной ему оперы.
Бонончини
(Bononcini). Семья итальянских музыкантов. Джованни Мария Б. (крещен 23.9.1642,
Монтекороне, 18.11.1678, Модена) композитор, скрипач, теоретик.
Служил скрипачом при дворе вдовствующей герцогини Лауры д’Эсте, а с 1673
соборным капельмейстером в Модене. Между 1666 и 1678 сочинил 9 сборников
сонат и танцевальных пьес; в последние годы жизни написал также камерную оперу,
ряд мадригалов, 2 сборника сольных кантат. Перу Б. принадлежит трактат о
контрапункте Musico prattico («Практический музыкант», 1673). Полифоническое мастерство Б. в полной
мере проявилось в его сонатах. По-видимому, его сонаты da camera, созданные
под явным французским влиянием, принадлежат к числу последних танцевальных
образцов данного жанра.
Его сын Джованни (Баттиста) (18.7.1670,
Модена, 9.7.1747, Вена) композитор и виолончелист. До 1691
работал главным образом в Болонье, где был опубликован ряд его произведений:
несколько сборников пьес, 4 мессы, 10 камерных дуэтов. В
1692[?]96 состоял на службе у семьи Колонна в Риме; за эти годы создал
несколько сценических произведений, в т. ч. снискавшую огромный успех
оперу «Триумф Камиллы» (Il trionfo di Camilla,
1696, Неаполь). В 16981712 служил при австрийском императорском дворе в Вене,
где сочинил и поставил ок. 20 опер. После 1706 оперы и кантаты Б.
стали известны в Париже, Лондоне и некоторых др. европейских центрах. В 1720,
после нескольких лет службы у австрийского посла в Риме, обосновался в Лондоне,
где выполнял функции композитора для КАМ. Успех опер Б. в Лондоне превзошел
успех его главного соперника Генделя. В 172431 Б. был придворным музыкантом
герцогини Марлборо. Будучи обвинен в плагиате, покинул Лондон, некоторое время
жил в Париже и Лиссабоне, после чего вернулся в Вену; умер в бедности. Наследие
Б. включает ок. 60 сценических произведений (в т. ч.
ок. 40 опер), свыше 250 сольных кантат, множество
инструментальных произведений различных жанров (ок. 90 симфоний,
концерты, трио-сонаты, сольные сонаты). Если не считать ранних вокальных дуэтов
с их полифонией, музыка Б. довольно проста и редко выходит за рамки условностей
галантного стиля.
Брат Джованни Б. Антонио Мария
(18.6.1677, Модена, 8.7.1726, там же) композитор и виолончелист.
Братья работали вместе в Болонье, Риме и Вене. В 170511 Антонио Мария Б. был
придворным капельмейстером брата австрийского императора, эрцгерцога Карла. В
1713 вернулся в Италию; до 1716 жил в Риме, затем обосновался в Модене (с
1721 придворный капельмейстер). Автор произведений для музыкального
театра (ок. 20) и церкви, сольных кантат (ок. 40). С точки зрения
фактуры и гармонии его музыка более изысканна, чем музыка его старшего брата,
однако она никогда не пользовалась таким же успехом.
Сводный брат Дж. и
А. М. Бонончини, Джованни Мария младший (16781753), виолончелист
в Модене, затем скрипач в Риме, автор вокальных произведений.
|