Болет — Бонончини

Болет (Bolet), Хорхе (15.11.1914, Гавана, — 16.10.1990, Маунтин-Вью, Калифорния). Американский пианист кубинского происхождения. Учился в Филадельфии у выдающихся представителей романтического пианизма Годовского и Морица Розенталя, а также у Серкина. В 1939—42 преподавал в Институте Кёртиса. Был на японском театре военных действий; вскоре после войны продирижировал японской премьерой оперетты Салливена «Микадо». В центре пианистического репертуара Б. — музыка Листа, которую он исполнял с блеском, эффектно, в традициях романтического «большого стиля».

Болком (Bolcom), Уильям (Элден) (р. 26.5.1938, Сиэтл). Американский композитор и пианист. В 1958—61 учился в Миллс-колледже у Мийо, в 1961—64 — в Стэнфорде у Л. Смита; занимался также в Париже у Мессиана. С 1973 — преподаватель Мичиганского университета. В своем творчестве стремится преодолеть грань между «серьезной» и «легкой» музыкой. Сыграл ведущую роль в возрождении рэгтайма и др. жанров американской традиционной популярной музыки. Вместе со своей женой, певицей Джоан Моррис (Morris), выступал с программами, составленными из песен американских композиторов конца XIX — начала XX в. Среди его разностильных произведений есть и такие, в которых затрагиваются философские и религиозные вопросы. Одна из вершин творчества Б. — монументальный вокальный цикл «Песни невинности и опыта» (Songs of Innocence and Experience) для солистов, хора и оркестра на слова У. Блейка (1956—81). В 1999 в Чикагской опере состоялась премьера оперы Б. «Вид с моста» (A View from the Bridge).

Боллиус (Bollius), Даниэль (ок. 1590, Гехинген, — ок. 1642, Майнц). Немецкий композитор. Служил придворным органистом, затем капельмейстером в Майнце. Автор одной из первых немецких ораторий — Representatio (лат. «Представление», ок. 1620). Это произведение, основанное на рассказе о жизни Иоанна Крестителя (Лк. 3), примечательно выразительным декламационным письмом для солирующих голосов и многообразными инструментальными интерлюдиями.

Болонская филармоническая академия — см. Филармоническая академия.

Болонская школа. Группа композиторов, работавших в середине и 2-й половине XVII в. в Болонье и связанных преимущественно с капеллой базилики Сан-Петронио или с Филармонической академией. Основные представители — Каццати, Перти, Дж. Б. Витали, Дж. Торелли, Яккини; к Б. ш. примыкал Корелли, деятельность которого проходила главным образом в Риме. Композиторы Б. ш. сыграли большую роль в становлении жанров инструментального концерта и сонаты, в т. ч. для трубы и струнных (это сочетание инструментов пользовалось в Болонье особой популярностью).

«Болт». Балет в 3 актах соч. 27 Шостаковича, либретто В. Смирнова (1931, Ленинград).

«Большая книга органума» — см. Magnus Liber Organi.

Большая опера (гранд-опера, франц. grand opéra). В широком понимании — полномасштабная опера без разговорных диалогов на серьезный сюжет. В более специальном понимании — жанровое обозначение произведений, которые создавались для Парижской оперы в период ее высшего расцвета между 2-й половиной 1820-х и концом 1860-х. Среди наиболее значительных образцов жанра Б. о. — «Немая из Портичи» Обера (1828), «Вильгельм Телль» Россини (1829), оперы Мейербера и «Еврейка» Галеви (1835) на либретто Скриба, «Сицилийская вечерня» и «Дон Карлос» Верди в первоначальных французских версиях (1855, 1867). Все эти оперы складываются из 4 или 5 актов, а драмы человеческих страстей в них непременно разворачиваются на фоне крупных исторических потрясений; сюжеты Б. о. предполагают богатое сценическое оформление. В Б. о., как правило, фигурируют развернутые балетные сцены. Жанровые условности французской Б. о. соблюдены и в таких произведениях, как «Риенци» Вагнера (1842), «Аида» Верди (1871).

«Большая органная месса» (Große Orgelmesse). Месса № 4 Es-dur Гайдна (ок. 1774). Включает развитую партию органа.

«Большая соната для молоточкового фортепиано» (Große Sonate für Hammerklavier, Hammerklavier-Sonate). 29-я фортепианная соната соч. 106 B-dur Бетховена.

«Большая фуга» (нем. Die große Fuge; авторское заглавие — Grande Fugue tantôt libre, tantôt recherchée [франц. «большая фуга, местами свободная, местами искусно разработанная»]). Произведение Бетховена для струнного квартета соч. 133 B-dur (1826). Первоначально — финал (6-я часть) 13-го струнного квартета соч. 130; позднее Бетховен написал для этого квартета новый, более простой финал, а «Б. ф.» выделил в самостоятельный опус. В настоящее время квартет часто исполняется в первоначальном виде. Вайнгартнер обработал «Б. ф.» для струнного оркестра.

Большие антифоны (так наз. O-антифоны). Семь антифонов к Магнификату, тексты которых начинаются с восклицания «О» (O sapienta, O adonai и т. д.). Источники текстов — ветхозаветные пророчества о пришествии Мессии. Исполняются на одну и ту же мелодию 2-го лада (см. Церковные лады) в течение последних семи дней Адвента (Рождественского поста). Вошли в богослужение ок. IX в.

Большой барабан (итал. gran’ cassa, англ. bass drum, франц. grosse caisse, нем. große Trommel). Самый крупный оркестровый барабан с неопределенной высотой звука. Состоит из деревянного цилиндрического корпуса (резонатора) и двух кожаных или пластиковых мембран, стянутых по краям обручами (см. рис. к статье Ударные инструменты). По мембране ударяют массивной колотушкой с головкой, обтянутой войлоком; реже используются палки для литавр, метелки и т. п. На Б. б. играют обычно стоя. До XVIII в. Б. б. в Европе был редкостью. В функции характерного инструмента янычарской музыки Б. б. первым использовал, по-видимому, Глюк; его примеру последовали Моцарт («Похищение из сераля», 1782), Гайдн («Военная симфония», 1794), Бетховен (ода «К радости» из 9-й симфонии, 1824) и др. Позднее Б. б., как инструмент, обладающий огромной динамической амплитудой, широко и разнообразно применялся романтиками (Лист ввел в обиход тремоло на Б. б.) и композиторами XX в.

«Большой дуэт» (Grand Duo). Заглавие, под которым была издана Соната C-dur Шуберта для фп. в 4 руки D 812 (1824). Считалось, что «Б. д.» — фортепианное переложение утерянной симфонии (см. «Гмунден-Гаштейнская симфония»). Произведение было оркестровано Йоахимом, Леппардом и др.

Большой театр (Государственный академический Большой театр, ГАБТ). Театр оперы и балета в Москве. Открыт в 1825 на месте Петровского театра (построенного в 1780). В 1924—89 функционировал филиал Б. т.; в 1961—89 спектакли Б. т. шли также на сцене Кремлевского Дворца съездов. Оперная и балетная труппы Б. т. гастролируют за рубежом с 1964. Художественный руководитель театра с 2000 — Рождественский.

Бомарше (Beaumarchais), Пьер-Огюстен (Карон де) (24.1.1732, Париж, — 18.5.1799, там же). Французский драматург, автор пьес «Севильский цирюльник» (Le barbier de Séville, 1775) и «Женитьба Фигаро» (Le mariage de Figaro, 1784), послуживших литературной основой для опер Паизиелло, Россини, Моцарта. В предисловии к либретто «Тарар» (Tarare, 1787), написанному для Сальери, Б. аргументирует необходимость подчинить музыку в опере словесному тексту. На сюжет пьесы Б. «Преступная мать» (La mère coupable, 1792) сочинены оперы Мийо и Корильяно.

Бомбардон. Разновидность тубы (in F или in Es), используемая главным образом в военных оркестрах.

Бонго (bongo, мн. бонги, bonghi). Афро-кубинский односторонний барабан с деревянным корпусом. По мембране Б. ударяют пальцами или ладонью. Известен с 1900-х. Одиночные Б. встречаются редко; более обычны парные или тройные Б. — 2 или 3 барабана разной величины, соединенные между собой. Используются в латиноамериканских танцевальных и западных эстрадных оркестрах, а также в партитурах композиторов XX в. (Вареза, Орфа, Булеза, Денисова и др.).

Бондевиль (Бондвиль, Bondeville), Эмманюэль (Пьер Жорж) де (29.10.1898, Руан, — 26.11.1987, Париж). Французский композитор. Учился в Руане и в Парижской консерватории, был церковным органистом в Руане. С 1936 возглавлял французское музыкальное радиовещание; в 1952—70 работал директором Парижской оперы. Автор опер (в т. ч. «Мадам Бовари» [Madame Bovary], 1951, «Антоний и Клеопатра» [Antoine et Cléopâtre], 1972), произведений для фп., симфонических поэм, «Лирической симфонии» (Symphonie lyrique, 1957), «Хореографической симфонии» (Symphonie choréographique, 1965) и др. Член Института Франции (с 1959).

Бондини (Bondini), Паскуале (ок. 1737, Бонн[?], — 30 или 31.10.1789, Брунек). Итальянский импресарио. Работал в Дрездене, Лейпциге, Праге (с 1781); заказал Моцарту оперу «Дон Жуан», на премьере которой (1787, Прага) жена Б. Катарина исполнила партию Церлины.

Бони (Boni), Гийом (?, Сен-Флур, — после 1594, ?). Французский композитор, капельмейстер Тулузского собора. Автор мастерски выполненных, хотя и консервативных по стилю мотетов (1573), псалмов (1582), музыки к сонетам Пьера Ронсара (2 сборника, 1576).

Бонинг (Bonynge), Ричард (Алан) (р. 29.9.1930, Сидней). Австралийский дирижер. Учился в консерватории шт. Новый Южный Уэльс и в КАМ. С 1954 женат на Сазерленд. Аккомпанировал ей как пианист, а с 1963 дирижировал спектаклями с ее участием (по ее словам, был «архитектором ее карьеры»). Возродил к новой сценической жизни многие забытые оперы мастеров бельканто. С 1976 — художественный руководитель Австралийской оперы в Сиднее.

Бонини (Bonini), Северо (23.12.1582, Флоренция, — 5.12.1663, там же). Итальянский композитор, бенедиктинский монах. Ученик Каччини. В 1607—09 во Флоренции были опубликованы 4 сборника его пьес. С 1613 служил церковным органистом в Форли (где вышли в свет еще 3 сборника его музыки). С 1640 — капельмейстер флорентийской церкви Троицы. В своих произведениях (мотетах, мадригалах, канцонеттах) сочетал различные стили — полифонический, монодический и кончертато. Трактат Б. Discorsi e regole («Беседы и правила», 1649—50) — ценный источник по ранней истории монодии и оперы.

Бонни (Bonney), Барбара (р. 14.4.1956, Монклер, Нью-Джерси). Американская певица (лирическое сопрано). Училась в зальцбургском Моцартеуме. С 1979 — солистка Дармштадтского оперного театра, где дебютировала в роли Анны («Веселые кумушки из Виндзора» Николаи). Выступает на ведущих сценах Европы и Америки; среди партий — Сюзанна, Церлина, Деспина, Памина, Наннетта, Софи. В благородном сдержанном стиле исполняет песни австро-немецких и скандинавских романтиков, выступает также в кантатно-ораториальном репертуаре.

Бонно (Bonno), Джузеппе (или Йозеф) (29.1.1711, Вена, — 15.4.1788, там же). Австрийский композитор итальянского происхождения. В 1726—36 учился в Неаполе у Дуранте и Лео, после чего обосновался в Вене (с 1739 — придворный композитор, с 1774 — капельмейстер). Между 1749[?] и 1761 был также капельмейстером при дворе князя Саксен-Гильдбурггаузенского. Пользовался большим уважением в Вене как дирижер и педагог, дружил с семьей Моцарт. Автор ораторий, произведений для церкви, опер (свыше 20), в т. ч. на либретто Метастазио. Стилистически его музыка занимает срединное положение между итальянским барокко и венским (глюковско-гайдновским) классицизмом. В духовной музыке Б. отразилось влияние современной ему оперы.

Бонончини (Bononcini). Семья итальянских музыкантов. Джованни Мария Б. (крещен 23.9.1642, Монтекороне, — 18.11.1678, Модена) — композитор, скрипач, теоретик. Служил скрипачом при дворе вдовствующей герцогини Лауры д’Эсте, а с 1673 — соборным капельмейстером в Модене. Между 1666 и 1678 сочинил 9 сборников сонат и танцевальных пьес; в последние годы жизни написал также камерную оперу, ряд мадригалов, 2 сборника сольных кантат. Перу Б. принадлежит трактат о контрапункте Musico prattico («Практический музыкант», 1673). Полифоническое мастерство Б. в полной мере проявилось в его сонатах. По-видимому, его сонаты da camera, созданные под явным французским влиянием, принадлежат к числу последних танцевальных образцов данного жанра.

Его сын Джованни (Баттиста) (18.7.1670, Модена, — 9.7.1747, Вена) — композитор и виолончелист. До 1691 работал главным образом в Болонье, где был опубликован ряд его произведений: несколько сборников пьес, 4 мессы, 10 камерных дуэтов. В 1692[?]—96 состоял на службе у семьи Колонна в Риме; за эти годы создал несколько сценических произведений, в т. ч. снискавшую огромный успех оперу «Триумф Камиллы» (Il trionfo di Camilla, 1696, Неаполь). В 1698—1712 служил при австрийском императорском дворе в Вене, где сочинил и поставил ок. 20 опер. После 1706 оперы и кантаты Б. стали известны в Париже, Лондоне и некоторых др. европейских центрах. В 1720, после нескольких лет службы у австрийского посла в Риме, обосновался в Лондоне, где выполнял функции композитора для КАМ. Успех опер Б. в Лондоне превзошел успех его главного соперника Генделя. В 1724—31 Б. был придворным музыкантом герцогини Марлборо. Будучи обвинен в плагиате, покинул Лондон, некоторое время жил в Париже и Лиссабоне, после чего вернулся в Вену; умер в бедности. Наследие Б. включает ок. 60 сценических произведений (в т. ч. ок. 40 опер), свыше 250 сольных кантат, множество инструментальных произведений различных жанров (ок. 90 симфоний, концерты, трио-сонаты, сольные сонаты). Если не считать ранних вокальных дуэтов с их полифонией, музыка Б. довольно проста и редко выходит за рамки условностей галантного стиля.

Брат Джованни Б. Антонио Мария (18.6.1677, Модена, — 8.7.1726, там же) — композитор и виолончелист. Братья работали вместе в Болонье, Риме и Вене. В 1705—11 Антонио Мария Б. был придворным капельмейстером брата австрийского императора, эрцгерцога Карла. В 1713 вернулся в Италию; до 1716 жил в Риме, затем обосновался в Модене (с 1721 — придворный капельмейстер). Автор произведений для музыкального театра (ок. 20) и церкви, сольных кантат (ок. 40). С точки зрения фактуры и гармонии его музыка более изысканна, чем музыка его старшего брата, однако она никогда не пользовалась таким же успехом.

Сводный брат Дж. и А. М. Бонончини, Джованни Мария младший (1678—1753), — виолончелист в Модене, затем скрипач в Риме, автор вокальных произведений.

Яндекс.Метрика
© Издательство «Практика», 2011