Бонпорти Боршгревинк
Бонпорти
(Bonporti), Франческо Антонио (крещен 11.6.1672, Тренто, 19.12.1749,
Падуя). Итальянский композитор, священник. Большую часть жизни провел в Тренто; с
1740 жил в Падуе. При жизни Б. были опубликованы 12 сборников его
произведений. Примечательны его сольные сонаты и трио-сонаты da camera,
стилистически родственные сонатам Корелли с их богатой многоголосной
фактурой и тонко детализированными мелодическими линиями. Возможно, инвенции Б.
для скрипки и цифр. баса соч. 10 (ок. 1712) оказали влияние на
И. С. Баха (4 из них в свое время приписывались Баху).
Бонтемпи
(Bontempi), Джованни Андреа (ок. 1624, Перуджа, 1.7.1705, Бруфа).
Итальянский композитор. С 1643 певчий в венецианском соборе
св. Марка. С 1650 в Дрездене; в 1656 стал одним из трех (наряду с
Шютцем и Альбричи) капельмейстеров при саксонском дворе. От Б.
сохранились 2 оперы, трактат о контрапункте (1660) и Historia musica (1695)
первый труд по истории музыки на итальянском языке. Музыка опер Б. выдержана в
типичном для среднего барокко стиле бельканто;
в ней сочетаются немецкие и итальянские влияния. Первая из них, «Парис» (Il Paride,
1662), образец праздничного представления с балетными и комическими
интермеццо. Вторая опера Б., «Дафна» (Dafne, 1671), основана на том же либретто, что и
одноименная опера Шютца (1627); это первая немецкая опера, сохранившаяся в
партитуре.
Бонтемпу
(Буонтемпо, Bomtempo, Buontempo), Жуан Домингуш (28.12.1775,
Лиссабон, 18.8.1842, там же). Португальский пианист и композитор. Ученик
Карвалью. Как пианист приобрел
известность в Париже (где познакомился с Клементи), выступал в Лондоне.
По возвращении в Португалию основал там Филармоническое общество (1822) и
консерваторию (1833). Приверженец венского классицизма и автор первых
португальских симфоний, фортепианных концертов и камерно-инструментальных
ансамблей, остался в истории как крупнейший реформатор португальской музыки.
Его перу принадлежат также композиции для церкви (в т. ч. Реквием c-moll,
ок. 1819), сонаты, вариации, фантазии, этюды для фп.
Боп (bop), или бибоп (bebop). Джазовый стиль, возникший в Нью-Йорке в начале 1940-х.
Основатель Диззи Гиллеспи;
среди ведущих мастеров Телониус Монк, Чарли Паркер,
Коулман Хокинс. По сравнению с
предшествующими формами джаза Б. характеризуется большим ритмическим многообразием и
богатством гармонического языка. Основное значение в Б. придается
импровизированию мелодий в быстрых темпах, с асимметричной структурой фраз и
нерегулярным распределением акцентов; в пении часто используется прием,
известный как scat singing (импровизация с бессмысленным набором слогов в подражание музыкальному
инструменту).
Борг (Borg), Ким (7.8.1919, Хельсинки, 28.4.2000, Копенгаген). Финский
певец (бас-баритон). Получил техническое и музыкальное образование в Хельсинки,
позднее учился пению в Вене, Риме, Нью-Йорке. Концертный дебют Б. состоялся в
1947 (Хельсинки), оперный в 1951 (Орхус, Дания). Часто выступал в США (в
Метрополитен-опера с 1959), Англии,
пел в Большом театре, Венской гос. опере. Среди оперных партий
Б. Дон Жуан, Граф, Писарро, Борис Годунов, Гремин, Скарпиа. Автор
музыкальных произведений (симфоний, романсов и др.). Преподавал, в т. ч. в
Копенгагенской консерватории. У Б. училась Маттила.
Борги (Borghi), Джованни Баттиста (25.8.1738, Камерино, Мачерата, 25.2.1796,
Лорето). Итальянский композитор. Служил капельмейстером в соборе
г. Мачерата (175978), затем в Санта-Каза, Лорето. Автор многочисленных
духовных произведений, ок. 25 опер, светских кантат, приуроченных к
различным событиям.
Его однофамилец и современник Луиджи Борги
(ок. 1745 ок. 1806) скрипач и композитор, ученик Пуньяни, работал в Лондоне.
Борд (Bordes), Шарль (Мари Анн) (12.5.1863, Ла-Рош-Корбон, 8.11.1909,
Тулон). Французский педагог, композитор. Ученик Франка. До начала 1890-х
работал органистом и хормейстером. В 1894 вместе с Гильманом и д’Энди
основал в Париже учебное заведение Схола
канторум, одну из главных задач которого видел в возрождении григорианского пения и ренессансной полифонии.
Опубликовал сборники баскских и французских народных напевов, был составителем
и редактором антологий старинной музыки, сочинял инструментальные пьесы, хоры и
песни, в стилистике которых отразились его научные интересы.
Бордж (Borge), Виктор, наст. имя и фам. Борге Розенбаум (Rosenbaum) (3.1.1909,
Копенгаген, 23.12.2000, Гринуич, Коннектикут). Американский пианист,
дирижер, актер. Учился в Копенгагенской консерватории и в Берлине, откуда бежал
в Швецию, а затем в США. Приобрел всеамериканскую известность своими
ежедневными музыкально-юмористическими шоу Comedy in Music (с 1953).
Гастролировал в разных странах, выступал по радио и ТВ, снимался в кино.
Бордони
(Хассе-Бордони, Bordoni, Hasse-Bordoni), Фаустина (1700[?], Венеция,
4.11.1781, там же). Итальянская певица (меццо-сопрано). В 171625 выступала в
оперных театрах Венеции; с 1719 гастролировала в др. странах. В 172628 пела в
лондонских постановках опер Генделя (эти три театральных сезона были отмечены
соперничеством двух примадонн Б. и Куццони). В 173163 владела
званием саксонского королевского камер-виртуоза (virtuoso da camera). На сцене
дрезденской Придворной оперы исполняла центральные роли в операх своего мужа,
придворного капельмейстера Хассе.
Покинула сцену в 1751. Одна из лучших певиц своего времени, обладала мощным и
гибким голосом и незаурядным актерским даром; особенно ей удавались героические
партии (например, Альцеста в опере Генделя «Адмет»).
«Бореады»
(Les
boréades), или «Абарида» (Abaris). Опера («трагедия на
музыке») в 5 актах Рамо, по-видимому, на либретто Л. де Каюзака
(Cahusac).
В 1763 начались репетиции оперы, однако из-за смерти Рамо ее постановка не
состоялась.
Боретти
(Boretti), Джованни Антонио (ок. 1640, Рим, 17.12.1672, Венеция).
Итальянский композитор и певец, автор 8 опер, из которых сохранились 5
(ок. 166672). Оперы Б. изобилуют длинными, пышными и сентиментальными
ариями, отвечавшими вкусам венецианской публики 2-й половины XVII в.;
особенно эффектны арии-ламенто
(«жалобы») в сопровождении струнных.
Боржковец
(Bořkovec), Павел (10.6.1894, Прага, 22.7.1972, там же). Чешский
композитор и педагог. В 192527 учился в Пражской консерватории у Сука. Испытал воздействие неоклассицизма Стравинского. Среди
произведений 3 симфонии, несколько концертов, 5 квартетов,
нонет и др. В 194663 преподавал в Пражской академии музыки; среди
учеников И. Пауэр,
Я. Новак, Соммер,
Эбен, Комороус.
«Борис
Годунов». Опера в 4 актах с прологом Мусоргского
на либретто композитора по одноименной трагедии Пушкина и «Истории государства
Российского» Карамзина. В 1-й редакции оперы (1869) выпущена
сюжетная линия, связанная с Мариной Мнишек; эта редакция была отклонена
дирекцией Императорских театров из-за отсутствия в ней значительной женской
роли. Премьера 2-й редакции «Б. Г.», с так наз. польскими
сценами и финальной сценой под Кромами, состоялась в Мариинском театре в 1874.
После смерти Мусоргского Римский-Корсаков осуществил новую редакцию оперы, в
которой «исправил» оркестровые и гармонические «неловкости» оригинала и внес
изменения в драматургию (пост. 1896, Санкт-Петербург). В 1940 Шостакович заново
инструментовал оперу, сохраняя в неприкосновенности гармонию оригинала
(премьера этой версии состоялась в Ленинграде в 1959). В настоящее время театры
и фирмы звукозаписи чаще обращаются к обеим прижизненным редакциям
«Б. Г.».
Борнмутский
симфонический оркестр (Bournemouth Symphony Orchestra).
Английский оркестр, основан в 1897. Его первый дирижер, Дэн Годфри (Godfrey),
пропагандировал музыку британских композиторов, а также Чайковского (первым в
Англии исполнил некоторые его произведения). Среди главных дирижеров
оркестра Р. Шварц,
Гроувз, Константин Сильвестри
(Silvestri), Берглунд, Баршай, Эндрю Литтон (Litton). Главный дирижер с
1995 Яков Крейцберг (Kreizberg, р. 1959). С 1911 функционирует хор Bournemouth Symphony Chorus, с
1968 камерный оркестр Bournemouth Sinfonietta.
Бородин,
Александр Порфирьевич (12.11.1833,
Санкт-Петербург, 27.2.1887, там же). Русский композитор. Побочный сын
грузинского князя Л. С. Гедианова. Получил разностороннее домашнее
образование. С юных лет интересовался музыкой (учился играть на виолончели,
пробовал сочинять) и химией. В 1856 окончил петербургскую Медико-хирургическую
академию и вскоре занял высокое положение в научном мире (с 1862 профессор, с 1877
академик Медико-хирургической академии, с 1885 профессор Женских
врачебных курсов). До конца жизни Б. уделял композиции время, свободное от
научных занятий. Ключевую роль в творческом формировании Б. сыграло знакомство
с Мусоргским, Кюи и особенно Балакиревым, под влиянием которого его
друзья члены Могучей кучки
обратились к сокровищнице русских (а также восточных) фольклорных напевов как к
основе для формирования подлинно русского стиля в музыке. Из западных
композиторов на Б. повлияли главным образом Мендельсон, Шуман, Лист (который, в
свою очередь, высоко оценил его музыку).
Среди ранних произведений Б. выделяется
мастерски выполненная и оригинальная по языку 1-я симфония (1867).
Вершина его оркестрового творчества и одна из лучших русских симфоний XIX в. 2-я симфония
(завершена в 1876); имея в виду эпический размах этой симфонии и характерный
русский облик ее тематизма, Стасов назвал ее «Богатырской» (по аналогии
с «Героической»). Европейскую известность Бородину принесла музыкальная картина
«В Средней Азии», посвященная
Листу (1880). Большой ценностью обладают камерно-ансамблевые опусы Б. Уже
ранний Фортепианный квинтет c-moll (1862) свидетельствует о профессионализме
автора. Основные свойства камерного стиля Б. неторопливость тематического
развития, преобладание диатоники, элегический характер мелодий наиболее
полно проявляются в 2 струнных квартетах, второй из которых (1881)
знаменит прежде всего обаятельным Ноктюрном. Вершина творчества Б. опера
«Князь Игорь», начатая в 1869 и
оставшаяся неоконченной (после смерти Б. она была завершена и отчасти
оркестрована Римским-Корсаковым и Глазуновым). Несмотря на неудачное либретто,
опера содержит много выразительной и колоритной музыки как в сольных, так и в
хоровых сценах; среди последних выделяются «Половецкие пляски»
непревзойденный образец ориентализма в русской музыке.
Муз. театр: «Богатыри», опера-фарс (1867,
Москва); «Князь Игорь», опера (186987, неоконч., пост. 1890, Санкт-Петербург);
4-й акт коллективной оперы-балета «Млада» (1872).
Для орк.: 1-я симфония Es (1867); 2-я симфония h, «Богатырская»
(1876); 3-я симфония a, неоконч. (1887); «В Средней Азии», муз. картина
(1880).
Кам.-инстр. муз.: 2 стр. квартета
(1879, 1881); стр. квинтет (1862); фп. квинтет (1862); ок. 10 др.
произв. для кам. анс.; «Маленькая сюита» для фп.; скерцо и др. пьесы для 1
и 2 фп.
Вок. муз.: ок. 16 романсов для гол. и
фп., в т. ч. элегия «Для берегов отчизны дальной», сл. Пушкина
(1881).
Бородина,
струнный квартет имени. Советский и российский
ансамбль, основанный в 1945 студентами Московской консерватории. С начала 1950-х
до 1976 выступал в составе: Р. Дубинский, Я. Александров,
Д. Шебалин и В. Берлинский. Затем места 1-й и 2-й скрипок
заняли М. Копельман и А. Абраменков. С 1996 1-я скрипка
Р. Агаронян, альт И. Найдин. Один из лучших
камерно-инструментальных ансамблей бывшего СССР, гастролировал во многих
странах, первым исполнил ряд опусов советских композиторов и познакомил
советскую публику со многими выдающимися произведениями мировой квартетной классики
и музыки XX в. Среди партнеров квартета Оборин, С. Рихтер, Д. Ойстрах, Ростропович и др.
Борозини
(Borosini), Франческо (ок. 1690, Модена, после 1747, ?).
Итальянский певец (тенор), сын тенора Антонио Борозини (ок. 1660
после 1711). В 171231 пел в венской Придворной опере, гастролировал в Италии и
Лондоне (в 1724 исполнил партию Баязета в «Тамерлане» Генделя). Его жена Роза
Б. (ок. 1693 после 1740) певица (сопрано), в 172140
выступала в Вене.
Борони (Boroni), Антонио (1738, Рим, 21.12.1792, там же). Итальянский
композитор. Учился в Болонье (у Дж. Б. Мартини) и в Неаполе. В
1760-х его оперы ставились в Венеции (в т. ч. «Любовь в музыке» [L’amore in musica],
1763), Праге и др. городах. В 177077 служил капельмейстером в Штутгарте и
сочинял комические оперы. В 1778 возглавил капеллу собора св. Петра; в том
же году в Риме была поставлена его последняя опера. Перу Б. принадлежит
множество произведений для церкви.
Боррен (Borren), Шарль (Жан Эжен) ван ден (17.11.1874, Иксель, 14.1.1966,
Брюссель). Бельгийский музыковед. В 191940 библиотекарь Брюссельской
королевской консерватории. Преподавал в университетах Брюсселя (192645) и
Льежа (192745). Основные сферы исследований Б. нидерландская музыка от
средневековья до наших дней и старинная английская музыка. Перу Б. принадлежат
фундаментальные труды о творчестве Дюфаи и Лассо.
Боррис (Borris), Зигфрид (4.11.1906, Берлин, 23.8.1987, там же). Немецкий композитор. Учился у Хиндемита
в Берлинской ВМШ (192729), с 1945 преподавал там же. В наследии Б.
представлено большинство жанров театральной, оркестровой,
камерно-инструментальной и вокальной музыки; многие его произведения
предназначены для юношества. Стиль Б. отмечен сильным влиянием Хиндемита.
Борромео
(Borromeo), Карло (2.10.1538, Арона, 3.11.1584, Милан). Итальянский
прелат, реформатор церкви, кардинал, архиепископ Милана. Канонизирован
римско-католической церковью. На Тридентском соборе выступил сторонником
строгого аккордового склада в церковном пении. Его подход к церковной музыке,
направленный главным образом на обеспечение внятной передачи словесного текста,
был наиболее полно реализован в мессах В. Руффо (1570). В опере
Пфицнера «Палестрина» Б. выведен в
качестве одного из главных действующих лиц.
Борроно
(Borrono), Пьетро Паоло (р. в Милане, творил в 153149). Итальянский композитор
и лютнист. Возможно, в начале 1530-х служил при дворе французского короля
Франциска I; в конце 1540-х жил в Милане. В 153648 вышли в свет
3 сборника его фантазий, танцев, обработок вокальных произведений для лютни
или дуэта лютен.
Бортнянский,
Дмитрий Степанович (1751, Глухов, 10.10.1825,
Санкт-Петербург). Русский композитор украинского происхождения. С 1769 учился в
Италии (в т. ч. у Галуппи); там же в 177678 были поставлены его
первые оперы. В 1779 вернулся в Россию на должность капельмейстера Придворной
певческой капеллы в Санкт-Петербурге. В 1796 был назначен управляющим капеллой.
Автор многочисленных духовных концертов и др. православных богослужебных
песнопений для хора a cappella (в начале
1880-х они были изданы под ред. Чайковского). В своей духовной музыке Б.
вышел за рамки традиционного православного хорового письма и проявил себя как
мастер, владеющий приемами европейской полифонии. Среди др. произведений
Б. оперы на французские либретто (в т. ч. «Сокол» [Le faucon, 1786],
«Сын-соперник» [Le fils rival, 1787]), кантаты, романсы на французские тексты, инструментальные
произведения (в т. ч. в циклических формах), стилистически родственные
ранним образцам венского и итальянского классицизма (Sinfonia concertante [1790] и
др.).
Бортолотти
(Bortolotti), Мауро (р. 26.11.1926, Нарни). Итальянский композитор. Учился в
Римской консерватории у Петрасси и на курсах новой музыки в Дармштадте.
Один из основателей ассоциации современной музыки Nuova Consonanza (1959, Рим).
В своей музыке использует серийную технику и алеаторику, электронные звучания.
Боруп-Йоргенсен
(Borup-Jørgensen), (Йенс) Аксель (р. 22.11.1924, Хьёрринг). Датский композитор. В
194650 учился в Копенгагенской консерватории; посещал курсы новой музыки в
Дармштадте, однако в отличие от большинства воспитанников дармштадтской школы
никогда не увлекался серийной техникой.
Стиль Б.-Й. складывался под значительным влиянием Лигети и Штокхаузена. Сочиняет главным образом
инструментальную и камерно-вокальную музыку; среди его самых известных
произведений оркестровая поэма MARIN, примечательная изысканной игрой
инструментальных красок (196379).
Боршгревинк
(Borchgrevinck), Мелькиор (ок. 1570, ?, 20.12.1632, Копенгаген). Датский
композитор. С 1587 исполнитель-инструменталист при датском королевском
дворе. Выезжал в Англию и Италию (где учился у Дж. Габриэли). В
1618 был назначен придворным музикдиректором. Два сборника многоголосных
мадригалов Б. (160506) первые значительные музыкальные публикации, увидевшие
свет в Дании. Среди др. сочинений восьмиголосная месса, псалмы, танцы,
2 мадригала.
|