Бонпорти — Боршгревинк

Бонпорти (Bonporti), Франческо Антонио (крещен 11.6.1672, Тренто, — 19.12.1749, Падуя). Итальянский композитор, священник. Большую часть жизни провел в Тренто; с 1740 жил в Падуе. При жизни Б. были опубликованы 12 сборников его произведений. Примечательны его сольные сонаты и трио-сонаты da camera, стилистически родственные сонатам Корелли с их богатой многоголосной фактурой и тонко детализированными мелодическими линиями. Возможно, инвенции Б. для скрипки и цифр. баса соч. 10 (ок. 1712) оказали влияние на И. С. Баха (4 из них в свое время приписывались Баху).

Бонтемпи (Bontempi), Джованни Андреа (ок. 1624, Перуджа, — 1.7.1705, Бруфа). Итальянский композитор. С 1643 — певчий в венецианском соборе св. Марка. С 1650 — в Дрездене; в 1656 стал одним из трех (наряду с Шютцем и Альбричи) капельмейстеров при саксонском дворе. От Б. сохранились 2 оперы, трактат о контрапункте (1660) и Historia musica (1695) — первый труд по истории музыки на итальянском языке. Музыка опер Б. выдержана в типичном для среднего барокко стиле бельканто; в ней сочетаются немецкие и итальянские влияния. Первая из них, «Парис» (Il Paride, 1662), — образец праздничного представления с балетными и комическими интермеццо. Вторая опера Б., «Дафна» (Dafne, 1671), основана на том же либретто, что и одноименная опера Шютца (1627); это первая немецкая опера, сохранившаяся в партитуре.

Бонтемпу (Буонтемпо, Bomtempo, Buontempo), Жуан Домингуш (28.12.1775, Лиссабон, — 18.8.1842, там же). Португальский пианист и композитор. Ученик Карвалью. Как пианист приобрел известность в Париже (где познакомился с Клементи), выступал в Лондоне. По возвращении в Португалию основал там Филармоническое общество (1822) и консерваторию (1833). Приверженец венского классицизма и автор первых португальских симфоний, фортепианных концертов и камерно-инструментальных ансамблей, остался в истории как крупнейший реформатор португальской музыки. Его перу принадлежат также композиции для церкви (в т. ч. Реквием c-moll, ок. 1819), сонаты, вариации, фантазии, этюды для фп.

Боп (bop), или бибоп (bebop). Джазовый стиль, возникший в Нью-Йорке в начале 1940-х. Основатель — Диззи Гиллеспи; среди ведущих мастеров — Телониус Монк, Чарли Паркер, Коулман Хокинс. По сравнению с предшествующими формами джаза Б. характеризуется большим ритмическим многообразием и богатством гармонического языка. Основное значение в Б. придается импровизированию мелодий в быстрых темпах, с асимметричной структурой фраз и нерегулярным распределением акцентов; в пении часто используется прием, известный как scat singing (импровизация с бессмысленным набором слогов в подражание музыкальному инструменту).

Борг (Borg), Ким (7.8.1919, Хельсинки, — 28.4.2000, Копенгаген). Финский певец (бас-баритон). Получил техническое и музыкальное образование в Хельсинки, позднее учился пению в Вене, Риме, Нью-Йорке. Концертный дебют Б. состоялся в 1947 (Хельсинки), оперный — в 1951 (Орхус, Дания). Часто выступал в США (в Метрополитен-опера с 1959), Англии, пел в Большом театре, Венской гос. опере. Среди оперных партий Б. — Дон Жуан, Граф, Писарро, Борис Годунов, Гремин, Скарпиа. Автор музыкальных произведений (симфоний, романсов и др.). Преподавал, в т. ч. в Копенгагенской консерватории. У Б. училась Маттила.

Борги (Borghi), Джованни Баттиста (25.8.1738, Камерино, Мачерата, — 25.2.1796, Лорето). Итальянский композитор. Служил капельмейстером в соборе г. Мачерата (1759—78), затем в Санта-Каза, Лорето. Автор многочисленных духовных произведений, ок. 25 опер, светских кантат, приуроченных к различным событиям.

Его однофамилец и современник Луиджи Борги (ок. 1745 — ок. 1806) — скрипач и композитор, ученик Пуньяни, работал в Лондоне.

Борд (Bordes), Шарль (Мари Анн) (12.5.1863, Ла-Рош-Корбон, — 8.11.1909, Тулон). Французский педагог, композитор. Ученик Франка. До начала 1890-х работал органистом и хормейстером. В 1894 вместе с Гильманом и д’Энди основал в Париже учебное заведение Схола канторум, одну из главных задач которого видел в возрождении григорианского пения и ренессансной полифонии. Опубликовал сборники баскских и французских народных напевов, был составителем и редактором антологий старинной музыки, сочинял инструментальные пьесы, хоры и песни, в стилистике которых отразились его научные интересы.

Бордж (Borge), Виктор, наст. имя и фам. Борге Розенбаум (Rosenbaum) (3.1.1909, Копенгаген, — 23.12.2000, Гринуич, Коннектикут). Американский пианист, дирижер, актер. Учился в Копенгагенской консерватории и в Берлине, откуда бежал в Швецию, а затем в США. Приобрел всеамериканскую известность своими ежедневными музыкально-юмористическими шоу Comedy in Music (с 1953). Гастролировал в разных странах, выступал по радио и ТВ, снимался в кино.

Бордони (Хассе-Бордони, Bordoni, Hasse-Bordoni), Фаустина (1700[?], Венеция, — 4.11.1781, там же). Итальянская певица (меццо-сопрано). В 1716—25 выступала в оперных театрах Венеции; с 1719 гастролировала в др. странах. В 1726—28 пела в лондонских постановках опер Генделя (эти три театральных сезона были отмечены соперничеством двух примадонн — Б. и Куццони). В 1731—63 владела званием саксонского королевского камер-виртуоза (virtuoso da camera). На сцене дрезденской Придворной оперы исполняла центральные роли в операх своего мужа, придворного капельмейстера Хассе. Покинула сцену в 1751. Одна из лучших певиц своего времени, обладала мощным и гибким голосом и незаурядным актерским даром; особенно ей удавались героические партии (например, Альцеста в опере Генделя «Адмет»).

«Бореады» (Les boréades), или «Абарида» (Abaris). Опера («трагедия на музыке») в 5 актах Рамо, по-видимому, на либретто Л. де Каюзака (Cahusac). В 1763 начались репетиции оперы, однако из-за смерти Рамо ее постановка не состоялась.

Боретти (Boretti), Джованни Антонио (ок. 1640, Рим, — 17.12.1672, Венеция). Итальянский композитор и певец, автор 8 опер, из которых сохранились 5 (ок. 1666—72). Оперы Б. изобилуют длинными, пышными и сентиментальными ариями, отвечавшими вкусам венецианской публики 2-й половины XVII в.; особенно эффектны арии-ламенто («жалобы») в сопровождении струнных.

Боржковец (Bořkovec), Павел (10.6.1894, Прага, — 22.7.1972, там же). Чешский композитор и педагог. В 1925—27 учился в Пражской консерватории у Сука. Испытал воздействие неоклассицизма Стравинского. Среди произведений — 3 симфонии, несколько концертов, 5 квартетов, нонет и др. В 1946—63 преподавал в Пражской академии музыки; среди учеников — И. Пауэр, Я. Новак, Соммер, Эбен, Комороус.

«Борис Годунов». Опера в 4 актах с прологом Мусоргского на либретто композитора по одноименной трагедии Пушкина и «Истории государства Российского» Карамзина. В 1-й редакции оперы (1869) выпущена сюжетная линия, связанная с Мариной Мнишек; эта редакция была отклонена дирекцией Императорских театров из-за отсутствия в ней значительной женской роли. Премьера 2-й редакции «Б. Г.», с так наз. польскими сценами и финальной сценой под Кромами, состоялась в Мариинском театре в 1874. После смерти Мусоргского Римский-Корсаков осуществил новую редакцию оперы, в которой «исправил» оркестровые и гармонические «неловкости» оригинала и внес изменения в драматургию (пост. 1896, Санкт-Петербург). В 1940 Шостакович заново инструментовал оперу, сохраняя в неприкосновенности гармонию оригинала (премьера этой версии состоялась в Ленинграде в 1959). В настоящее время театры и фирмы звукозаписи чаще обращаются к обеим прижизненным редакциям «Б. Г.».

Борнмутский симфонический оркестр (Bournemouth Symphony Orchestra). Английский оркестр, основан в 1897. Его первый дирижер, Дэн Годфри (Godfrey), пропагандировал музыку британских композиторов, а также Чайковского (первым в Англии исполнил некоторые его произведения). Среди главных дирижеров оркестра — Р. Шварц, Гроувз, Константин Сильвестри (Silvestri), Берглунд, Баршай, Эндрю Литтон (Litton). Главный дирижер с 1995 — Яков Крейцберг (Kreizberg, р. 1959). С 1911 функционирует хор Bournemouth Symphony Chorus, с 1968 — камерный оркестр Bournemouth Sinfonietta.

Бородин, Александр Порфирьевич (12.11.1833, Санкт-Петербург, — 27.2.1887, там же). Русский композитор. Побочный сын грузинского князя Л. С. Гедианова. Получил разностороннее домашнее образование. С юных лет интересовался музыкой (учился играть на виолончели, пробовал сочинять) и химией. В 1856 окончил петербургскую Медико-хирургическую академию и вскоре занял высокое положение в научном мире (с 1862 профессор, с 1877 — академик Медико-хирургической академии, с 1885 — профессор Женских врачебных курсов). До конца жизни Б. уделял композиции время, свободное от научных занятий. Ключевую роль в творческом формировании Б. сыграло знакомство с Мусоргским, Кюи и особенно Балакиревым, под влиянием которого его друзья — члены Могучей кучки — обратились к сокровищнице русских (а также восточных) фольклорных напевов как к основе для формирования подлинно русского стиля в музыке. Из западных композиторов на Б. повлияли главным образом Мендельсон, Шуман, Лист (который, в свою очередь, высоко оценил его музыку).

Среди ранних произведений Б. выделяется мастерски выполненная и оригинальная по языку 1-я симфония (1867). Вершина его оркестрового творчества и одна из лучших русских симфоний XIX в. — 2-я симфония (завершена в 1876); имея в виду эпический размах этой симфонии и характерный русский облик ее тематизма, Стасов назвал ее «Богатырской» (по аналогии с «Героической»). Европейскую известность Бородину принесла музыкальная картина «В Средней Азии», посвященная Листу (1880). Большой ценностью обладают камерно-ансамблевые опусы Б. Уже ранний Фортепианный квинтет c-moll (1862) свидетельствует о профессионализме автора. Основные свойства камерного стиля Б. — неторопливость тематического развития, преобладание диатоники, элегический характер мелодий — наиболее полно проявляются в 2 струнных квартетах, второй из которых (1881) знаменит прежде всего обаятельным Ноктюрном. Вершина творчества Б. — опера «Князь Игорь», начатая в 1869 и оставшаяся неоконченной (после смерти Б. она была завершена и отчасти оркестрована Римским-Корсаковым и Глазуновым). Несмотря на неудачное либретто, опера содержит много выразительной и колоритной музыки как в сольных, так и в хоровых сценах; среди последних выделяются «Половецкие пляски» — непревзойденный образец ориентализма в русской музыке.

Муз. театр: «Богатыри», опера-фарс (1867, Москва); «Князь Игорь», опера (1869—87, неоконч., пост. 1890, Санкт-Петербург); 4-й акт коллективной оперы-балета «Млада» (1872).

Для орк.: 1-я симфония Es (1867); 2-я симфония h, «Богатырская» (1876); 3-я симфония a, неоконч. (1887); «В Средней Азии», муз. картина (1880).

Кам.-инстр. муз.: 2 стр. квартета (1879, 1881); стр. квинтет (1862); фп. квинтет (1862); ок. 10 др. произв. для кам. анс.; «Маленькая сюита» для фп.; скерцо и др. пьесы для 1 и 2 фп.

Вок. муз.: ок. 16 романсов для гол. и фп., в т. ч. элегия «Для берегов отчизны дальной», сл. Пушкина (1881).

Бородина, струнный квартет имени. Советский и российский ансамбль, основанный в 1945 студентами Московской консерватории. С начала 1950-х до 1976 выступал в составе: Р. Дубинский, Я. Александров, Д. Шебалин и В. Берлинский. Затем места 1-й и 2-й скрипок заняли М. Копельман и А. Абраменков. С 1996 1-я скрипка — Р. Агаронян, альт — И. Найдин. Один из лучших камерно-инструментальных ансамблей бывшего СССР, гастролировал во многих странах, первым исполнил ряд опусов советских композиторов и познакомил советскую публику со многими выдающимися произведениями мировой квартетной классики и музыки XX в. Среди партнеров квартета — Оборин, С. Рихтер, Д. Ойстрах, Ростропович и др.

Борозини (Borosini), Франческо (ок. 1690, Модена, — после 1747, ?). Итальянский певец (тенор), сын тенора Антонио Борозини (ок. 1660 — после 1711). В 1712—31 пел в венской Придворной опере, гастролировал в Италии и Лондоне (в 1724 исполнил партию Баязета в «Тамерлане» Генделя). Его жена Роза Б. (ок. 1693 — после 1740) — певица (сопрано), в 1721—40 выступала в Вене.

Борони (Boroni), Антонио (1738, Рим, — 21.12.1792, там же). Итальянский композитор. Учился в Болонье (у Дж. Б. Мартини) и в Неаполе. В 1760-х его оперы ставились в Венеции (в т. ч. «Любовь в музыке» [L’amore in musica], 1763), Праге и др. городах. В 1770—77 служил капельмейстером в Штутгарте и сочинял комические оперы. В 1778 возглавил капеллу собора св. Петра; в том же году в Риме была поставлена его последняя опера. Перу Б. принадлежит множество произведений для церкви.

Боррен (Borren), Шарль (Жан Эжен) ван ден (17.11.1874, Иксель, — 14.1.1966, Брюссель). Бельгийский музыковед. В 1919—40 — библиотекарь Брюссельской королевской консерватории. Преподавал в университетах Брюсселя (1926—45) и Льежа (1927—45). Основные сферы исследований Б. — нидерландская музыка от средневековья до наших дней и старинная английская музыка. Перу Б. принадлежат фундаментальные труды о творчестве Дюфаи и Лассо.

Боррис (Borris), Зигфрид (4.11.1906, Берлин, — 23.8.1987, там же). Немецкий композитор. Учился у Хиндемита в Берлинской ВМШ (1927—29), с 1945 преподавал там же. В наследии Б. представлено большинство жанров театральной, оркестровой, камерно-инструментальной и вокальной музыки; многие его произведения предназначены для юношества. Стиль Б. отмечен сильным влиянием Хиндемита.

Борромео (Borromeo), Карло (2.10.1538, Арона, — 3.11.1584, Милан). Итальянский прелат, реформатор церкви, кардинал, архиепископ Милана. Канонизирован римско-католической церковью. На Тридентском соборе выступил сторонником строгого аккордового склада в церковном пении. Его подход к церковной музыке, направленный главным образом на обеспечение внятной передачи словесного текста, был наиболее полно реализован в мессах В. Руффо (1570). В опере Пфицнера «Палестрина» Б. выведен в качестве одного из главных действующих лиц.

Борроно (Borrono), Пьетро Паоло (р. в Милане, творил в 1531—49). Итальянский композитор и лютнист. Возможно, в начале 1530-х служил при дворе французского короля Франциска I; в конце 1540-х жил в Милане. В 1536—48 вышли в свет 3 сборника его фантазий, танцев, обработок вокальных произведений для лютни или дуэта лютен.

Бортнянский, Дмитрий Степанович (1751, Глухов, — 10.10.1825, Санкт-Петербург). Русский композитор украинского происхождения. С 1769 учился в Италии (в т. ч. у Галуппи); там же в 1776—78 были поставлены его первые оперы. В 1779 вернулся в Россию на должность капельмейстера Придворной певческой капеллы в Санкт-Петербурге. В 1796 был назначен управляющим капеллой. Автор многочисленных духовных концертов и др. православных богослужебных песнопений для хора a cappella (в начале 1880-х они были изданы под ред. Чайковского). В своей духовной музыке Б. вышел за рамки традиционного православного хорового письма и проявил себя как мастер, владеющий приемами европейской полифонии. Среди др. произведений Б. — оперы на французские либретто (в т. ч. «Сокол» [Le faucon, 1786], «Сын-соперник» [Le fils rival, 1787]), кантаты, романсы на французские тексты, инструментальные произведения (в т. ч. в циклических формах), стилистически родственные ранним образцам венского и итальянского классицизма (Sinfonia concertante [1790] и др.).

Бортолотти (Bortolotti), Мауро (р. 26.11.1926, Нарни). Итальянский композитор. Учился в Римской консерватории у Петрасси и на курсах новой музыки в Дармштадте. Один из основателей ассоциации современной музыки Nuova Consonanza (1959, Рим). В своей музыке использует серийную технику и алеаторику, электронные звучания.

Боруп-Йоргенсен (Borup-Jørgensen), (Йенс) Аксель (р. 22.11.1924, Хьёрринг). Датский композитор. В 1946—50 учился в Копенгагенской консерватории; посещал курсы новой музыки в Дармштадте, однако в отличие от большинства воспитанников дармштадтской школы никогда не увлекался серийной техникой. Стиль Б.-Й. складывался под значительным влиянием Лигети и Штокхаузена. Сочиняет главным образом инструментальную и камерно-вокальную музыку; среди его самых известных произведений — оркестровая поэма MARIN, примечательная изысканной игрой инструментальных красок (1963—79).

Боршгревинк (Borchgrevinck), Мелькиор (ок. 1570, ?, — 20.12.1632, Копенгаген). Датский композитор. С 1587 — исполнитель-инструменталист при датском королевском дворе. Выезжал в Англию и Италию (где учился у Дж. Габриэли). В 1618 был назначен придворным музикдиректором. Два сборника многоголосных мадригалов Б. (1605—06) — первые значительные музыкальные публикации, увидевшие свет в Дании. Среди др. сочинений — восьмиголосная месса, псалмы, танцы, 2 мадригала.

Яндекс.Метрика
© Издательство «Практика», 2011