Брайля нотация — Брауэр

Брайля нотация (для слепых). Француз Луи Брайль (Braille, 1809—1852) усовершенствовал изобретенную до него систему оттиснутых на бумаге или другой гладкой поверхности выпуклых точек, позволяющую слепым писать и распознавать написанные тексты. Будучи церковным органистом, он разработал также систему записи музыки (1829). Б. н. включает 10 главных знаков и, подобно остальным системам Брайля, основывается на распределении точек внутри структуры из трех горизонтальных рядов, каждый из которых может содержать не более двух точек. Каждый звуковысотный класс представлен той или иной комбинацией точек в двух верхних рядах; изменение ритмического значения ноты достигается добавлением одной или обеих точек в нижнем ряду (пустой нижний ряд соответствует длительности 1/8). Дополнительные точки указывают на октаву, знаки альтерации, интервалы. С помощью усовершенствованных форм Б. н. записываются пьесы для клавишных инструментов, сольная вокальная и хоровая музыка, музыка для оркестровых инструментов, оркестровые партитуры.

Браймер (Brymer), Джек (р. 27.1.1915, Саут-Шилдс). Английский кларнетист. В 1947 стал первым кларнетистом Королевского ФО (которым тогда руководил Бичем); в дальнейшем играл в СО Би-Би-Си и в Лондонском СО и руководил ансамблем London Wind Soloists. Приобрел известность как солист, а также как автор и ведущий популярных музыкальных радиопередач.

Брайн (Bryne), Альбертус (ок. 1621, Лондон[?], — 1671, Вестминстер). Английский композитор. Был органистом лондонского собора св. Павла (1638—49, 1660—66) и Вестминстерского аббатства (1666—68), преподавал. Автор богослужебных композиций, в т. ч. антемов, а также сюит для клавесина.

Брайстоу (Bristow), Джордж Фредерик (19.12.1825, Бруклин, — 13.12.1898, Нью-Йорк). Американский композитор, скрипач, дирижер, педагог. Подобно Хайнриху и Фраю, стремился выработать подлинно американский стиль в серьезной музыке; ради этого неоднократно обращался к американским сюжетам (опера «Рип ван Винкль» [Rip Van Winkle], 1855; увертюра «Колумб» [Columbus], 1861). Тем не менее даже в своих самых амбициозных опусах оставался эпигоном Мендельсона. Среди его произведений (всего ок. 120) заслуживают внимания некоторые камерно-инструментальные ансамбли (Б. был одним из немногих американских композиторов своего времени, сочинявших камерную музыку) и 5 симфоний.

Брайтенгразер (Breitengraser), Вильгельм (ок. 1495, Нюрнберг, — похоронен 23.12.1542, там же). Немецкий композитор. Учился в Лейпцигском университете; ок. 1520 возглавил Нюрнбергскую гимназию. Был видным композитором консервативного направления; сохранилось свыше 50 его произведений различных жанров (многие из них — в сборниках).

Брайткопф и Хертель (Брейткопф и Гертель, Breitkopf und Härtel). Немецкое музыкальное издательство. Основано в 1719 в Лейпциге печатником Бернгардом Кристофом Брайткопфом (1695—1777). После 1745 фирму возглавил его сын Иоганн Готлоб Иммануэль (1719—1794). К середине XVIII в. издательство приобрело высокую репутацию благодаря высокому качеству продукции, весьма совершенной технологии производства (в 1754 или 1755 был введен в употребление изобретенный И. Г. Э. Брайткопфом подвижной нотный шрифт, каждый знак которого состоял из 3 разборных частей) и внушительному списку издаваемых композиторов — от Телемана до Гайдна и К. Ф. Э. Баха. В 1796 фирма была куплена Готфридом Кристофом Хертелем, который ввел литографический способ печати, выпустил первые нотные собрания сочинений, вел переговоры с вдовой Моцарта, первым издал 25 произведений Бетховена. Хертель основал «Всеобщую музыкальную газету» (Allgemeine musikalische Zeitung) (1798—1848, первый главный редактор — Рохлиц). Под руководством его внучатых племянников Раймунда (1810—1888) и Германа (1803—1875) издательство публиковало произведения Шуберта, Брамса, Шопена, Берлиоза, оперы Мейербера, Доницетти, Беллини, Лорцинга, в 1851—99 выпустило ПСС И. С. Баха. В XX в. издательская политика строилась на активном поощрении творчества современных немецких композиторов. После раздела Германии фирма продолжала функционировать в Лейпциге и Висбадене (где ее отделение открылось в 1945).

Брайтонский фестиваль (Англия). Проводится ежегодно летом, начиная с 1967. В программах — симфонические и камерные концерты, оперные спектакли, выставки.

Брамби (Brumby), Колин (Джеймс) (р. 18.6.1933, Мельбурн). Австралийский композитор. Учился в Мельбурнском университете, в Испании (у Ярнаха, 1962) и в Англии (у Гёра, 1963). С 1964 — преподаватель университета шт. Квинсленд. Пишет в эклектичной манере, сочетая тональный язык с современными методами композиции. Среди произведений — несколько опер (в т. ч. «Семь смертных грехов» [The Seven Deadly Sins], 1970), оперетты для детей, хоровая музыка, произведения для камерных ансамблей (в т. ч. «Феникс и черепаха» [The Phoenix and the Turtle] для струнных и клавесина, 1974), концерты для разных инструментов с оркестром, симфонии, увертюры, сюиты.

Брамбилла (Brambilla). Семья итальянских оперных певцов. Мариетта Б. (1807—1875) — контральто, часто выступала в партиях травести (Маффио Орсини в «Лукреции Борджа» Доницетти и др.). Ее племянница Тереза Б.-Понкьелли (1845—1921) — драматическое сопрано, исполнительница главной партии в опере «Джоконда» своего мужа Понкьелли.

Брамс (Brahms), Иоганнес (7.5.1833, Гамбург, — 3.4.1897, Вена). Немецкий композитор. Родился в семье музыканта (валторниста и контрабасиста). Игре на фп. начал учиться в 7 лет, теории и композиции (у Марксена) — в 13 лет. Свой первый композиторский опыт приобрел, делая аранжировки цыганских и венгерских мелодий для оркестра легкой музыки, в котором играл его отец. В 1853 вместе со скрипачом Ременьи совершил концертную поездку по городам Германии. В Ганновере познакомился с Йоахимом (который стал его близким другом), в Веймаре — с Листом, в Дюссельдорфе — с Шуманом. Последний высоко отозвался в печати о достоинствах Б.-пианиста. До конца своих дней Б. преклонялся перед личностью и творчеством Шумана, а его юношеская влюбленность в Клару Шуман (которая была старше него на 14 лет) переросла в платоническое обожание.

В 1857, после нескольких лет, проведенных в Дюссельдорфе рядом с К. Шуман, Б. занял пост придворного музыканта в Детмольде (был последним в истории выдающимся композитором, состоявшим на придворной службе). В 1859 вернулся в Гамбург на должность руководителя женского хора. К тому времени Б. уже был широко известен как пианист, однако его композиторское творчество все еще оставалось в тени из-за явного несоответствия эстетическим идеалам новой немецкой школы. С юных лет Б. ориентировался на так наз. лейпцигскую школу — относительно умеренное направление в немецком романтизме, представленное прежде всего Мендельсоном и Шуманом; ко 2-й половине 1850-х оно в значительной степени утратило симпатии музыкантов «прогрессивного» толка, на знамени которых были начертаны имена Листа и Вагнера. Тем не менее ранние произведения Б. — 2 обаятельные оркестровые серенады (созданные по заказу детмольдского двора), 1-й концерт для фп. с оркестром, Вариации на тему Генделя для фп. и первые 2 фортепианных квартета (первый — с танцевальным финалом в венгерском духе) — принесли ему признание как среди музыкантов, так и среди широкой публики.

В 1863 Б. возглавил венскую Певческую академию (Singakademie). В последующие годы выступал как хоровой дирижер и пианист, гастролировал в странах Центральной и Северной Европы, преподавал. В 1864 познакомился с Вагнером, который вначале отнесся к Б. с симпатией. Вскоре отношения между двумя композиторами радикально изменились, что привело к ожесточенной газетной войне «вагнерианцев» и «брамсианцев» (или, как их шутливо называли, «браминов») во главе с Гансликом. Полемика между этими «партиями» существенно повлияла на атмосферу музыкальной жизни Германии и Австрии 1860—80-х.

В 1868 Б. окончательно обосновался в Вене. Его последней официальной должностью был пост художественного руководителя Общества друзей музыки (1872—73). Монументальный «Немецкий реквием» (впервые исполненный в 1868 в Бременском соборе) и эффектные оркестровые Вариации на тему Гайдна принесли ему мировую славу. Период высочайшего творческого подъема продолжался у Б. до 1890. Одно за другим появлялись его важнейшие произведения: 4 симфонии, концерты, в т. ч. ярко «экстравертный» Скрипичный, посвященный Йоахиму (отсюда — венгерские интонации в финале концерта), и монументальный четырехчастный 2-й фортепианный (по существу концертная симфония для фп. с оркестром), все три скрипичные и 2-я виолончельная сонаты, лучшие песни для голоса с фп., в т. ч. «Одиночество в поле» (Feldeinsamkeit) из соч. 86 (ок. 1881), Wie Melodien zieht es mir и Immer leiser wird mein Schlummer из соч. 105 (1886—88) и др. В начале 1880-х Б. сблизился с Бюловом, который в то время возглавлял Майнингенский придворный оркестр; силами этого оркестра — одного из лучших в Европе — была осуществлена, в частности, премьера 4-й симфонии (1885). Летние месяцы Б. часто проводил на курорте Бад-Ишль, работая главным образом над крупными камерно-инструментальными партитурами.

В 1890 Б. решил оставить сочинение музыки, однако вскоре отказался от своего намерения. В 1891—94 он написал несколько великолепных камерно-инструментальных опусов с участием кларнета для Мюльфельда, а также ряд фортепианных пьес. Его творческий путь завершился в 1896 вокальным циклом для баса и фп. «Четыре строгих напева» на библейские тексты и тетрадью хоральных прелюдий для органа. Многие страницы позднего Б. проникнуты глубоким религиозным чувством. Б. умер от рака спустя неполный год после смерти К. Шуман.

Будучи последователем лейпцигской школы, Б. сохранял верность традиционным формам «абсолютной», т. е. непрограммной музыки, но внешний традиционализм Б. во многом обманчив. Все его 4 симфонии следуют четырехчастной схеме, устоявшейся со времен венского классицизма, однако драматургия цикла всякий раз реализуется им самобытно и по-новому. Общим для всех симфоний является повышение смысловой весомости финала, который в этом отношении соперничает с первой частью (что, в общем, не типично для добрамсовского непрограммного симфонизма и предвосхищает тип «симфонии финала», характерный для Малера). Огромным разнообразием драматургических решений отличается и камерно-ансамблевая музыка Б., при том что его многочисленные сонаты, трио, квартеты, квинтеты и секстеты также внешне не отступают от традиционных четырех- или трехчастных схем. Б. поднял на новый уровень вариационную технику. Для него это не только метод построения крупных форм (как в вариационных циклах на темы Генделя, Паганини, Гайдна или в отдельных частях некоторых циклических произведений, в т. ч. в финальной пассакалье 4-й симфонии, финалах 3-го струнного квартета, 2-й сонаты для кларнета и фп. и др.), но и основной способ работы с мотивами, позволяющий достичь высочайшей интенсивности тематического развития даже на сравнительно небольших пространствах (в этом отношении Б. явился верным последователем позднего Бетховена). Брамсовская техника мотивной работы оказала влияние на композиторов новой венской школы. Новаторство Б. ярко проявилось и в области ритма, который у него необычайно раскован и динамичен благодаря частым и многообразным синкопам.

Б. одинаково уверенно чувствовал себя как в сфере «ученой», интеллектуальной музыки для знатоков, так и в сфере развлекательной музыки, о чем убедительно свидетельствуют его «Цыганские песни», «Вальсы — песни любви» и, особенно, популярнейшие «Венгерские танцы». По масштабу творческой личности Брамса часто сравнивают с двумя другими «великими Б.» немецкой музыки — Бахом и Бетховеном. Это сравнение оправдано в том смысле, что искусство каждого из трех композиторов знаменует собой кульминацию и синтез целой эпохи в истории музыки.

Для орк.: симфонии № 1 соч. 68 c (1862—76), № 2 соч. 73 D (1877), № 3 соч. 90 F (1883), № 4 соч. 98 e (1885); серенады № 1 соч. 11 D (1858—59) и № 2 соч. 16 A (1859); концерты для фп. с орк. № 1 соч. 15 d (1856—58) и № 2 соч. 83 B (1881); Концерт для скр. с орк. соч. 77 D (1878); Концерт для скр. и влч. с орк. соч. 102 a (1887); Вариации на тему Гайдна соч. 56 (1873); «Академическая праздничная увертюра» (Akademische Festouvertüre) соч. 80 (1879); «Трагическая увертюра» (Tragische Ouvertüre) соч. 81 (1880).

Кам.-инстр. анс.: трио для фп., скр. и влч. № 1 соч. 8 H (1854, 2-я ред. 1889), № 2 соч. 87 C (1882), № 3 соч. 101 c (1886); Трио для фп., скр. и влт. соч. 40 Es (1865); Трио для фп., клар. и влч. соч. 114 a (1891); квартеты для фп. и стр. № 1 соч. 25 g (1861), № 2 соч. 26 A (1862), № 3 соч. 60 c (1875); Квинтет для фп. и стр. соч. 34 f (1864); Квинтет для клар. и стр. соч. 115 h (1891); стр. квартеты соч. 51 № 1 c, соч. 51 № 2 a (оба 1873), соч. 67 B (1876); стр. квинтеты № 1 соч. 88 F (1882), № 2 соч. 111 G (1890); стр. секстеты № 1 соч. 18 B (1860), № 2 соч. 36 G (1865); сонаты для влч. и фп. № 1 соч. 38 e (1865), № 2 соч. 99 F (1886); сонаты для скр. и фп. № 1 соч. 78 G (1879), № 2 соч. 100 A (1886), № 3 соч. 108 d (1888); сонаты для клар. (или альта) и фп. соч. 120 № 1 f и соч. 120 № 2 Es (1894).

Для фп.: сонаты № 1 соч. 1 C (1852), № 2 соч. 2 fis (1852), № 3 соч. 5 f (1853); Вариации на тему Шумана соч. 16 fis (1854); Вариации на собств. тему соч. 21 № 1 D (1856); Вариации на тему венг. песни соч. 21 № 2 D (1853); Вариации с фугой на тему Генделя соч. 24 B (1861); Вариации на тему Паганини соч. 35 a (2 тетради, 1862—63); пьесы, в т. ч. 4 баллады соч. 10 (1854), 8 пьес (4 каприччо и 4 интермеццо) соч. 76 (1871—78), 2 рапсодии соч. 79 (1879), 7 фантазий (3 каприччо и 4 интермеццо) соч. 116 (1891—92), 3 интермеццо соч. 117 (ок. 1892), 6 пьес (4 интермеццо, баллада, романс) соч. 118 (1892—93), 4 пьесы (3 интермеццо, рапсодия) соч. 119 (ок. 1893).

Для 2 фп.: Вариации на тему Шумана соч. 23 (1861); 16 вальсов соч. 39 (1865); 21 венг. танец (1868—80), переложения собств. произв.

Для гол. и фп.: вок. циклы «Прекрасная Магелона» (Die schöne Magelone) соч. 33, сл. Тика (1868), «Четыре строгих напева» (Vier ernste Gesänge) на библ. тексты соч. 121 (1896); «Цыганские песни» (Zigeunerlieder) соч. 103 (1888); ок. 180 др. песен и романсов.

Др. кам.-вок. произв.: ок. 20 канонов для жен. гол.; ок. 60 вок. квартетов с фп. в 2 и 4 руки, в т. ч. «Вальсы — песни любви» (Liebesliederwalzer) соч. 52 (1869) и 65 (1874); 2 песни для к.-а., альта и фп. соч. 91 (ок. 1883); дуэты с фп.

Для солистов, хора и орк.: «Немецкий реквием» (Ein deutsches Requiem) на библ. тексты соч. 45, сопр., бар., хор и орк. (1857—67); «Ринальдо» (Rinaldo), кантата соч. 50, тен., муж. хор и орк., сл. Гёте (1863); «Рапсодия» соч. 53, к.-а., муж. хор и орк., сл. его же (1869).

Для хора и орк.: «Песнь судьбы» (Schicksalslied) соч. 54, сл. Гёльдерлина (1871); «Триумфальная песнь» (Triumphlied) соч. 55, сл. из Апокалипсиса (1871); «Нении» (Nänie) соч. 82, сл. Шиллера (1881); «Песнь Парок» (Gesang der Parzen) соч. 89, сл. Гёте (1882) и др.

Для хора a cappella: 13 мотетов, в т. ч. соч. 109 (1886[?]—89), 46 песен, 26 обр. нар. песен и др.; духовные и светские песни для хора с фп. или др. инстр.

Др. произв.: 144 обр. нар. песен для гол. и фп.; обр. произв. др. композиторов; пьесы для органа, в т. ч. 11 хоральных прелюдий соч. 122 (1896).

Бранд (Brand), Макс (26.4.1896, Львов, — 5.4.1980, Лангенцерсдорф). Австрийский композитор. Учился в Вене у Шрекера; в 1920-х пробовал свои силы в додекафонии. Самое известное произведение Б. — опера «Машинист Хопкинс» (Maschinist Hopkins, 1929). В этой сюрреалистической фантазии предвосхищаются некоторые драматургические мотивы «Лулу» Берга; среди ее персонажей есть и машины. Опера ставилась в разных странах. В 1940 Б. выехал в США. С 1960-х экспериментировал с электроакустическими средствами.

«Бранденбургские концерты» (Brandenburgische Konzerte). Шесть концертов И. С. Баха (BWV 1046—1051) для разных составов: F-dur, F-dur, G-dur, G-dur, D-dur, B-dur (1711[?] — 1721). Посвящены Кристиану Людвигу, маркграфу Бранденбурга.

Брандо (brando). Итальянская разновидность бранля (XVI в.).

Брандт (Brandt), Йобст фом (28.10.1517, Вальдерсхоф, — 22.1.1570, Бранд). Немецкий композитор. Учился в Хайдельберге, затем занимал высокие административные посты в Пфальце. В 1549—58 в различных сборниках было опубликовано свыше 50 полифонических светских песен Б. Посмертно вышел в свет сборник его псалмов и духовных песен для голосов (до 9) и инструментов.

Бранль (branle, bransle). Старинный французский групповой танец, особенно популярный в XVI в. В трактате Туано Арбо Orchésographie (1588) описываются 4 разновидности Б., различающиеся по размеру, темпу, хореографии. В дальнейшем возникли новые разновидности танца, в т. ч. бранль Пуату (branle de Poitou à mener; см. Амене) — предшественник менуэта. В XVIII в. Б. исчез из обихода. К жанру Б. изредка обращались композиторы XX в. (самый известный пример — бранли в балете Стравинского «Агон»).

Брант (Brant), Генри (Дрейфус) (р. 15.9.1913, Монреаль). Американский композитор канадского происхождения. Учился в Консерватории Мак-Гилла (1926—29) и в Нью-Йорке (1929—34); преподавал в Колумбийском университете (1945—52), Джульярдской школе (1947—54), Беннингтонском колледже (1957—80). Среди произведений — пьесы для необычных составов («Ангелы и дьяволы» [Angels and Devils] для флейты соло и 10 флейт, 1931; Origins для ударных, 1952) и для групп исполнителей, разъединенных в пространстве (Antiphony 1 для 5 групп, 1953; Orbits для 80 тромбонов и органа, 1979; Rosewood для 75 гитар, 1989; «Темницы разума» [Prisons of the Mind] для 314 инструменталистов и 8 дирижеров, 1990 и др., всего свыше 70 партитур). Во многих пьесах Б. сочетаются разнообразные (в т. ч. фольклорные и этнографические) стили и используется элемент театрализации («Большой всеобщий цирк» [The Grand Universal Circus], 1956; Meteor Farm, 1982; Millennium 2, 1988 и др.). Оркестровал «Конкорд-сонату» Айвза (под названием Concord Symphony, 1958—94).

Брассар (Brassart), Йоханнес (творил между 1420 и 1445). Композитор фламандского[?] происхождения. В 1422—31 жил в Льеже, затем служил в Ватикане, в 1433 — на Базельском соборе. В 1434—43[?] — настоятель капеллы на службе у императоров Сигизмунда, Альберта II и Фридриха III. Сочинял церковную музыку; сохранились 10 частей месс (в т. ч. одна пара Gloria—Credo), 8 интроитов, 4 изоритмических мотета и 10 др. произведений.

Браун (Braun). Семья немецких музыкантов. Антон Б. (1729—1798) — гобоист, скрипач и композитор из Касселя. Его сыновья: Иоганн (1753—1811) — скрипач на службе у прусской королевы Фредерики, автор концертов и камерных произведений; Иоганн Фридрих (1758—1824) — гобоист в Людвигслусте; Мориц (1765—1828) — широко известный в Европе фаготист-виртуоз, некоторое время работал в Вюрцбурге. Двое из сыновей Иоганна Фридриха также стали гобоистами. Карл Антон (1788—1835) служил в Копенгагене и Стокгольме, сочинял симфонии, пьесы для гобоя и т. п.; Вильгельм Теодор Иоганнес (1796—1867) — преемник отца в Людвигслусте, сочинял пьесы для гобоя, произведения для клавишных инструментов, струнные квартеты.

Браун (Brown), Айона (р. 7.1.1941, Солсбери). Английская скрипачка и дирижер. Училась в Лондоне, Риме, Париже и Ницце (среди учителей — Г. Шеринг). В 1963—66 — в оркестре Филармония. С 1964 — в камерном оркестре Академия Сент-Мартин-ин-зе-Филдс (концертмейстер 1-х скрипок, затем дирижер). Руководитель Норвежского (с 1981) и Лос-Анджелесского (с 1987) камерных оркестров.

Браун (Browne), Джон (творил в 1470-х или ок. 1490). Английский композитор. Итонская хоровая книга содержала 15 пьес Б. (11 антифонов и 4 магнификата); до нашего времени дошли 9 антифонов (2 из них в неполном виде) и фрагмент одного из магнификатов. Открывающий рукопись восьмиголосный антифон O Maria Salvatoris mater выполнен в изощренной контрапунктической технике; еще более примечательны шестиголосные Stabat mater, Stabat virgo mater Christi и Stabat iuxta Christi crucem.

Браун (Browne), Ричард (похоронен 21.5.1710, Ламбет). Английский композитор. Служил церковным органистом, преподавал в приюте Christ’s Hospital (1688—97). Сочинял кэтчи, песни, пасхальные строфические антемы.

Двое др. композиторов XVII в., носивших то же имя, также писали антемы. Один из них ок. 1615 работал в Уэльсе и в Уинчестерском соборе, другой (ум. 1664) — в Вустере.

Браун (Brown), Хоуард Майер (13.4.1930, Лос-Анджелес, — 20.2.1993, Венеция). Американский музыковед. Учился в Гарварде. С 1960 преподавал в Чикагском университете. Автор исследований по музыке, инструментам и исполнительской практике эпохи Возрождения.

Браун (Brown), Эрл (р. 26.12.1926, Ланенберг, Массачусетс). Американский композитор. Учился в Шиллингеровской школе (1946—50). В начале 1950-х вошел в круг единомышленников и последователей Кейджа. С 1952 использует графическую нотацию; так, партитура его пьесы «Декабрь 1952» (December 1952) выглядит как белая страница, на которой нанесено множество тонких черных прямоугольников. Примерно в то же время стал использовать принцип открытой формы (см. Алеаторика); его «25 страниц» (Twenty-five Pages, 1953) могут исполняться в любом порядке любым числом пианистов от 1 до 25. Более изобретательно использована алеаторика в оркестровых пьесах «Доступные формы» (Available Forms I—II, 1962) и Струнном квартете (1965). Сочиняет и в относительно традиционной манере.

Браунфельс (Braunfels), Вальтер (19.12.1882, Франкфурт, — 19.3.1954, Кёльн). Немецкий композитор. Учился в Вене у Лешетицкого и в Мюнхене у Тюиля и Мотля. Один из основателей и первый директор (с 1925) Кёльнской ВМШ. В 1933 был отстранен от работы нацистами, однако сразу после войны вернулся на прежнюю должность. Как верный ученик Тюиля следовал немецкой классико-романтической традиции. Оперы Б. по форме близки вагнеровским, но выдержаны в сравнительно облегченном стиле; примечательна комическая опера по Аристофану «Птицы» (Die Vögel, 1919). Среди др. произведений — крупные духовные вокально-симфонические полотна (Б. был прозелитом-католиком), песни, пьесы для оркестра, камерных составов и фп.

Брауэнстейн (Brouwenstijn), Гре (26.8.1915, Ден-Гельдер, — 14.12.1999, Амстердам). Нидерландская певица (драматическое сопрано). Училась в Амстердаме. С 1946 — солистка Нидерландской оперы, где с особым успехом выступала в партиях Тоски и Сантуццы. В 1951 дебютировала в Ковент-Гарден (Аида), в 1958 исполнила там же партию Елизаветы Валуа (постановка Л. Висконти). Пела в Байройте (Зиглинда, Ева). Особое место в репертуаре Б. занимала музыка Бетховена (партия Леоноры в «Фиделио», партия сопрано в Девятой симфонии, концертная ария Ah! perfido). Оставила сцену в 1971.

Брауэр (Brouwer), Лео (р. 1.3.1939, Гавана). Кубинский гитарист и композитор. Учился в Нью-Йорке (1960—61). На творческое становление Б. повлияло посещение фестиваля Варшавская осень (1961), где он познакомился с новинками мирового авангарда. В основе творчества Б. лежит идея служения революционному обществу. Пишет как с применением современных методов (алеаторики, электронных средств, сонористики, коллажа и др.), так и в характерном латиноамериканском стиле. Выступает как гитарист.

Яндекс.Метрика
© Издательство «Практика», 2011