Боски Брайерс
Боски (Boschi), Джузеппе Мария (выступал между 1698 и 1744). Итальянский певец
(бас). В начале XVIII в. Б. и его жена, певица (контральто) Франческа Ванини (ум. 1744),
пели в Венеции, а в 171011 в Лондоне. После нескольких сезонов,
проведенных в Дрездене, Б. в 1720 вернулся в Лондон и выступал там до 1728,
преимущественно в партиях злодеев и тиранов в операх Генделя.
Боскович
(Boskovich), Александер Урия (16.8.1907,
Клуж, 5.11.1964, Тель-Авив). Израильский композитор румынского
происхождения. В 1920-х учился в Париже и Вене. До репатриации в
Палестину (1938) работал в Клуже, выступал как дирижер и пианист. В своей
музыке стремился осуществить синтез еврейской духовной и музыкальной традиции с
современными методами композиции. С 1955 музыкальный критик газеты
«Ха-арец».
Босковски
(Boskovsky), Вилли (16.6.1909, Вена, 22.4.1991, Граубюнден). Австрийский
скрипач и дирижер. Учился в Венской академии музыки. В 1932 поступил в Венский ФО; в 1939 стал одним из его
концертмейстеров (другим был Шнайдерхан). Был также концертмейстером Венской гос. оперы. В 1969 возглавил
венский Штраусовский оркестр. В 195479 дирижировал знаменитыми новогодними
концертами Венского ФО.
Босса-нова
(bossa-nova). Направление в бразильской легкой музыке, возникшее ок. 1959 и
существенно изменившее облик классической городской самбы. Стиль Б.-н. основывается на
равноправии мелодии, гармонии и ритма и на пении вполголоса.
Босси (Bossi), Марко Энрико (25.4.1861, Сало, 20.2.1925, Атлантический
океан). Итальянский композитор, органист и пианист. Учился у своего отца и у Понкьелли
в Миланской консерватории (187381). В 1881 стал органистом собора в Комо.
Преподавал игру на органе и композицию в Неаполе (189095), Венеции
(18951902), Болонье (190211) и Риме (191623); среди его учеников Малипьеро,
Мортари. Концертировал в разных
странах. Стремился к возрождению итальянской музыки «чистых», не театральных
жанров; испытал влияние немецких романтиков, Франка, Регера. В обширном
наследии Б. наибольший интерес представляют произведения для органа и для хора.
Его сын Ренцо (18831965) композитор,
оперный дирижер, педагог. Учился в Лейпциге. Автор произведений для оркестра и
опер.
Боссинензис см. Франциск Боснийский.
Бостон (boston, по названию города в США). Американский салонный танец, родственный
медленному вальсу (другое
название вальс-бостон). Характерна пауза на третьей доле аккомпанемента.
Возник в 1870-х, пользовался особой популярностью в 1920-х.
Использован в фортепианной сюите «1922» Хиндемита. В 1996 Канчели написал
«Вальс-бостон» для фп. и струнного оркестра.
Бостонская
камерата (Boston Camerata). Американский ансамбль старинной музыки,
включающий певцов и инструменталистов. Основан в 1954; в 1968 ансамбль
возглавил Джоэл Коэн (Cohen).
Бостонский
симфонический оркестр (Boston Symphony Orchestra).
Американский оркестр, основан в 1881. С 1900 выступает в Симфони-холл (Symphony Hall). Оркестр
возглавляли: Джордж Хеншель (Henschel) (188184), Герике (188489,
18981906), Никиш (188993), Паур (189398), Мук (190608,
191218; под его управлением в 1917 были сделаны первые записи оркестра), Макс
Фидлер (Fiedler) (190812), Рабо (181819), Монтё (191924), Кусевицкий
(192449; при нем стали проводиться ежегодные фестивали в Беркшире [ныне Тэнглвуд]), Мюнш (194962), Лайнсдорф
(196269), Штайнберг (196972), Озава (с 1972). С 1885 существует
оркестр легкой музыки Boston Pops, достигший своего расцвета под руководством Артура Фидлера.
Боте и
Бок (Bote und Bock). Немецкое музыкальное издательство.
Основано в Берлине в 1838, когда Эдуард Боте и Густав Бок купили издательскую
фирму C. W. Froehlich & Co. В XIX в. специализировалось прежде всего на операх, после 1945
на новой музыке.
Боттезини
(Bottesini), Джованни (22.12.1821, Крема, 7.7.1889, Парма). Итальянский
контрабасист, дирижер и композитор. После окончания Миланской консерватории
(1839) работал концертмейстером контрабасов в оркестре венецианского театра
Сан-Бенедетто, гастролировал как солист в разных странах Европы и в Северной
Америке. В концертах играл на трехструнном инструменте, настроенном на тон выше
обычного. За виртуозную технику, чистоту и благородство тона получил прозвище
«Паганини контрабаса». Выступал также как оперный дирижер в Париже, Палермо,
Испании, Португалии, Лондоне. Дирижировал мировой премьерой «Аиды» Верди
(1871, Каир). Под конец жизни возглавил консерваторию в Парме. Автор оперы
«Геро и Леандр» (Ero e
Leandro) на либретто Бойто (1879, Турин) и
нескольких др. опер, оратории, камерно-инструментальных ансамблей (в т. ч.
с участием контрабаса), виртуозных пьес для контрабаса, существенно расширивших
технические и выразительные возможности инструмента.
Боттригари
(Bottrigari), Эрколе (24.8.1531, Болонья, 30.9.1612, Сант-Альберто).
Итальянский музыкальный писатель. В 157686 состоял на службе при дворе
герцогов Эсте в Ферраре, которая в то время была одним из крупнейших
центров художественной жизни Италии. Его диалог Il desiderio (1594)
посвящен обсуждению музыкальной жизни Феррары, а также актуальных теоретических
проблем (в т. ч. вопроса о строе музыкальных инструментов). Придерживался
прогрессивных взглядов на музыку; полемизировал с Артузи. По-видимому, сочинял мадригалы.
Боулз (Bowles), Пол (30.12.1910, Нью-Йорк, 18.11.1999, Танжер). Американский
композитор и писатель. В конце 1920-х начале 1930-х учился у
Копленда, Томсона и Буланже. Автор оперы «Ветер остается» (The Wind Remains) на
либретто Уильяма Сарояна (1943), Концерта для 2 фп. с оркестром (1947),
музыки к бродвейским театральным постановкам и фильмам, сонат, песен и др. В
музыке Б. черты неоклассицизма
французского типа, характерные для американских представителей школы Буланже,
сочетаются с влиянием неевропейской (прежде всего арабской и латиноамериканской)
музыки. В 1949 был опубликован роман Б. «Под защитой неба» (The Sheltering Sky), принесший
ему широкую известность; с этого времени Б. оставил сочинение музыки и всецело
посвятил себя беллетристике.
Боулт (Boult), сэр Адриан (Седрик) (8.4.1889, Честер, 22.2.1983, Хемпстед).
Английский дирижер. Учился в Оксфорде и в Лейпцигской консерватории, в
т. ч. у Никиша. С
1914 дирижер театра Ковент-Гарден.
С 1918 активно пропагандировал современную английскую музыку, прежде всего
Холста, Элгара, Воан-Уильямса. В 192430 возглавлял Бирмингемский городской СО, в 193050 СО Би-Би-Си,
который под его руководством выдвинулся в ряд лучших оркестров Европы. В
195157 был главным дирижером Лондонского
ФО, после чего вернулся к руководству Бирмингемским оркестром (до 1960).
Исполнительская манера Б. отличалась сдержанностью и безупречным чувством
стиля; в его репертуаре помимо английской музыки и Генделя преобладали Бетховен
и немецкие романтики. Автор 2 учебных пособий по искусству дирижирования.
Боуман (Боумен, Bowman), Джеймс (Томас) (р. 6.11.1941, Оксфорд). Английский певец
(контратенор). Учился в Оксфорде. Выступал в составе ансамбля старинной музыки
под руководством Манроу. В
1967 исполнил в Лондоне роль Оберона («Сон в летнюю ночь» Бриттена); специально
для него Бриттен написал партию Голоса Аполлона («Смерть в Венеции»). В Ковент-Гарден пел также в операх
П. М. Дэвиса и Типпетта. Обладатель гибкого и необычайно сильного
голоса, широко известен как интерпретатор Пёрселла, Генделя, Баха, Глюка, др.
композиторов барокко и раннего классицизма.
Боутон (Boughton), Ретленд (23.1.1878, Эйлсбери, 25.1.1960, Лондон). Английский
композитор, дирижер, литератор, музыкальный критик. Систематического
музыкального образования не получил (недолго учился в КМК). В 190511 преподавал
в Бирмингеме; тогда же испытал влияние Вагнера и социалистического учения
Уильяма Морриса (Morris). По образцу фестивалей в Байройте учредил ежегодные оперные
фестивали в Глэстонбери (191427); в отличие от Байройта на этих фестивалях
звучали также произведения др. композиторов. Первый же фестиваль был отмечен
успешной премьерой оперы Б. «Бессмертный час»; еще большим успехом пользовалась ее лондонская постановка (1922). Ни одно из
последующих сценических произведений Б. не удостоилось столь же восторженного
приема. После краха фестивалей в Глэстонбери Б. уединился на собственной ферме
и в 1945 завершил цикл из 5 опер на основе легенд о короле Артуре. В
музыке этих опер «вагнеризмы» уступают место простому мелодическому языку с
народнопесенными интонациями.
Бошан (Бошам, Beauchamp), Пьер (16361705[?]). Французский танцовщик и хореограф. Сын
танцовщика и музыканта Л. Бошана (1597 ок. 1666). В течение
22 лет был учителем танцев Людовика XIV; как хореограф Королевской академии музыки (с
1671) сотрудничал с Люлли.
Сыграл ключевую роль в разработке принципов французского сценического танца.
Изобрел способ графической записи танцев, опубликованный Фёйе в 1700.
Боэли (Boëly),
Александр Пьер Франсуа (19.4.1785, Версаль, 27.12.1858, Париж).
Французский композитор, органист и пианист. Систематического музыкального
образования не получил. Почитатель Баха, Гайдна и Бетховена, автор 2 месс
и многочисленных органных и фортепианных пьес, часто весьма виртуозных и смелых
по языку, он был одинокой фигурой в музыкальной жизни Парижа (лишь в 1840
получил должность органиста церкви Сен-Жермен-л’Оксерруа). Сравнительно недавно
его музыка начала возвращаться в концертный обиход.
Боэльман
(Boëllmann),
Леон (25.9.1862, Энзисхайм, Эльзас, 11.10.1897, Париж). Французский
органист и композитор. Учился в парижской Школе классической и религиозной
музыки; работал органистом парижской церкви Сен-Венсан-де-Поль. Автор органных
произведений, среди которых наиболее известны 12 пьес соч. 16
(ок. 1890) и «Готическая сюита» (Suite gothique, 1895), а также
камерно-инструментальных ансамблей (Фортепианный квартет соч. 10,
Фортепианное трио соч. 19), симфонии и др. Был известен также как
блестящий импровизатор.
Боэссе (Boësset),
Антуан (де) (1586, Блуа, 8.12.1643, Париж). Французский композитор. С
1613 состоял на службе при французском королевском дворе; между 1617 и 1642
было издано 9 сборников его придворных
арий. Сочинял также вокальную музыку для придворного балета и
духовную музыку.
Придворным музыкантом был и его сын
Жан-Батист Б. (16141685).
Боэций (Böetius, Böethius), Аниций Манлий Северин (ок. 480, Рим, ок. 524).
Римский писатель, философ, государственный деятель (советник короля остготов
Теодориха, был казнен по обвинению в измене). Последний значительный
представитель западноримской культуры, автор трудов по математическим
дисциплинам (арифметике, музыке, геометрии и астрономии), логике, богословию,
философии. В своем трактате De institutione
musica («О музыкальном установлении») ввел различение трех
родов музыки: «мировой» (musica
mundana), «человеческой» (musica humana) и
«инструментальной» (musica
instrumentalis). Первая универсальный космический
принцип, тождественный пифагорейской «гармонии сфер», вторая мыслится как
начало, связывающее человеческие тело и душу, а также отдельные части тела,
третья извлекается из неодушевленных тел. Стремился рационально обосновать идею
консонанса и принципы деления монохорда, опираясь на теорию тетрахордов античной совершенной системы,
пифагорейскую теорию консонанса, математику. Трактат Б. оказал влияние на
средневековую теорию музыки, в т. ч. на основополагающий труд Хукбальда.
Брага (Braga), Гаэтано (9.6.1829, Джулианова, 20.11.1907, Милан).
Итальянский виолончелист и композитор. Ученик Меркаданте (композиция).
Концертировал во многих странах Европы и в США, выступал в ансамблях. Автор
нескольких опер, романсов, концерта и многочисленных пьес для виолончели, среди
которых наиболее известна «Валашская легенда» (Leggenda valacca), или
«Серенада ангелов».
Брага (Braga) (Антонью) Франсишку (15.4.1868, Рио-де-Жанейро, 14.3.1945, там
же). Бразильский композитор. Учился в Парижской консерватории у Массне. В
18961900 жил в Германии, где испытал воздействие Вагнера и его эпигонов. По
возвращении в Рио-де-Жанейро работал как композитор, дирижер и педагог (в Нац.
институте музыки, 190238; среди учеников Сикейра). Автор
оркестровых произведений, а также опер, церковной и камерной музыки.
«Бразильские
бахианы» (Bachianas brasileiras). Девять пьес для различных
составов Вила-Лобоса (193045). Элементы бразильского фольклора появляются в
них в контексте, напоминающем о баховских традициях. Особенно популярны
«Б. б.» № 1 (для 8 виолончелей) и № 5 (для сопрано и
8 виолончелей).
Брайен (Brian), Хавергал (29.1.1876, Дрезден, 28.11.1972, Шорем). Английский
композитор. Учился музыке в основном самостоятельно. В начале XX в. приобрел
известность благодаря нескольким крупным хоровым и оркестровым произведениями,
которые, впрочем, вскоре были забыты. Долгие годы Б. сочинял, не рассчитывая,
что его музыка будет услышана; лишь в 1950-х ее мало-помалу вновь начали
исполнять. Среди произведений Б. опера «Тигры» (The Tigers,
191630), 32 симфонии, в т. ч. двухчасовая «Готическая» (Gothic Symphony) для
солистов-певцов, 2 хоров и расширенного состава оркестра (1927),
четырехчасовая опера «Прометей раскованный» (Prometheus Unbound, 1944).
Большая часть
симфоний Б. была написана в 195060-х.
Брайерс
(Bryars), Гейвин (р. 16.1.1943, Гул).
Английский композитор. Изучал философию в Шеффилдском университете; занимался музыкой
частным образом. В 1960-х играл в джазовых ансамблях. С 1970
преподаватель Лестерского политехнического института. Композитор
экспериментального направления, последователь Кейджа и Сати, Б. поначалу сочинял для
исполнительских групп неопределенного состава («Гибель Титаника» [The Sinking of the Titanic],
1969). Его более поздние произведения создавались под влиянием современных
тенденций теории литературы. Композиционные идеи Б. отличаются остроумием; в
техническом отношении его музыка иногда нарочито проста (складывается из
сплошных повторов одних и тех же элементарных структур). Успехом пользовались
оперы Б. «Медея» (Medea, 1984) и «Опыт доктора Окса» (Doctor Ox’s Experiment, по
Жюлю Верну, 1998).
|