|
|||||||||
Брубек БрюнБрубек (Brubeck), Дэйв (собств. Дэвид Уоррен) (р. 6.12.1920, Конкорд, Калифорния). Американский джазовый композитор и пианист. Будучи студентом музыкального отделения колледжа в Стоктоне, Калифорния, руководил джаз-бэндом из 12 музыкантов; позднее учился у Шёнберга и у Мийо в Миллс-колледже, где основал экспериментальный ансамбль Джазовая мастерская (Jazz Workshop Ensemble). В 1949 основал Трио Дэйва Брубека, в состав которого вошли Кэл Тджадер (Cal Tjader) (барабаны и вибрафон) и Норман Бейтс (Norman Bates) (контрабас); в 1951 к ансамблю присоединился четвертый участник, саксофонист Пол Десмонд (Paul Desmond). Б. экспериментировал с необычными ритмами и сочинил несколько композиций крупной формы (2 балета, мессу, несколько кантат и др.). Бруза (Brusa), (Джованни) Франческо (ок. 1700, Венеция, 20.5.1768, там же). Итальянский композитор. Его первые 4 оперы были поставлены в 172426. В 172640 служил органистом в венецианском соборе св. Марка. В 1750-х снова стал сочинять оперы. Ок. 176668 работал хормейстером венецианской консерватории Инкурабили. Этим периодом датируется несколько сценических произведений, 4 оратории и ряд духовных пьес (возможно, они принадлежат более молодому композитору с теми же именем и фамилией). Брузон (Bruson), Ренато (р. 13.1.1936, Эсте). Итальянский певец (баритон). Учился в Падуе. Дебютировал в 1961 в Сполето (ди Луна). В 1969 впервые выступил в Метрополитен-опера («Лючия ди Ламмермур» Доницетти). С 1972 солист театра Ла Скала. Пел на крупнейших сценах мира. Обладатель гибкого, благородного по тембру голоса и незаурядный актер, в 197080-х был ведущим исполнителем партий в операх Доницетти и, особенно, Верди (от «Набукко» до «Фальстафа»). Важное место в репертуаре Б. занимают также редко исполняемые оперы XVIII в. Брук (Brook), Барри Ш(елли) (1.11.1918, Нью-Йорк, 12.7.1997, там же). Американский музыковед. Учился в Нью-Йорке. С 1945 преподавал в Нью-Йорке. Автор исследований по французской симфонии XVIII в. (в 1959 защитил в Париже диссертацию на эту тему), светской музыке эпохи Возрождения, компьютерному музыкознанию, социологии музыки и др. Способствовал развитию международного сотрудничества в области музыкальной библиографии. Бруклинская консерватория (Brooklyn Conservatory of Music). Название, под которым с 1971 функционирует департамент музыки Бруклинского колледжа Нью-Йоркского университета. В Б. к. базируется Институт исследований по американской музыке (Institute for Studies in American Music) (основан в 1971). Брукнер (Bruckner), (Йозеф) Антон (4.9.1824, Ансфельден, 11.10.1896, Вена). Австрийский композитор. Начальное музыкальное образование получил под руководством своего отца, сельского учителя и органиста. В возрасте 10 лет овладел органом настолько, что мог замещать отца в местной церкви. После его смерти (1837) стал певчим в монастыре Санкт-Флориан (близ Линца); там же продолжил обучение игре на органе, занимался скрипкой и теорией музыки. Некоторое время работал школьным учителем в провинции. В 1845 вернулся преподавать в монастырь Санкт-Флориан; с 1851 служил там же органистом. К тому времени Б. уже был автором месс и др. духовных сочинений. В 1855 был назначен органистом Линцского собора; в том же году прошел в Вене курс контрапункта у Зехтера. Продолжал брать уроки у авторитетных музыкантов до начала 1860-х. Решающую роль в жизни Б. сыграло знакомство с операми Вагнера «Тангейзер» и «Тристан и Изольда» (1863). С той поры творческая эволюция Б. пошла по новому пути, о чем свидетельствуют 3 его мессы, созданные в 186468. В 1863 Б. сочинил свою первую симфонию (без порядкового номера); вскоре жанр симфонии занял в его творчестве господствующее место. В 1868, после смерти Зехтера, Брукнеру был предложен пост преподавателя теории в Венской консерватории, который он принял не без колебаний. В последующие годы Б. выступал в Париже и Лондоне как органист-виртуоз и импровизатор. Между тем в Вене его творчество не получало признания. Венский ФО отверг его 1-ю симфонию как «сумасбродную», 2-ю как «бессмысленную» и «неисполнимую». Премьера 3-й симфонии (во 2-й редакции, 1877) провалилась. 4-я симфония имела успех, однако 5-я была сыграна с опозданием на 18 лет, а 6-ю Б. так и не услышал полностью. Сторонники Брамса в полемике с «вагнерианцами» жестоко критиковали Б. за его преклонение перед Вагнером. Друзья Б. настоятельно рекомендовали ему внести сокращения в его «чрезмерно длинные» симфонии или делали это сами. Б., которому была свойственна неуверенность в себе, покорялся их воле. В 187074 Б. преподавал также в педагогическом лицее, с 1875 читал лекции по гармонии и контрапункту в Венском университете. Его учениками были Г. Адлер, М. Граф, Жак-Далькроз, Клозе, Мотль, Шальк, Шенкер, Ф. Шмидт. Широкое признание пришло к Б. только в 1880-х, после триумфальной лейпцигской премьеры 7-й симфонии п/у Никиша (1884). Симфонии Б. стали исполняться в Германии и в др. странах, а сам он был осыпан официальными почестями. Тем не менее его настойчиво просили сократить 8-ю симфонию (что он и сделал в 1890, спустя 3 года после ее завершения). 9-я симфония, которую Б. намеревался посвятить Господу Богу, осталась неоконченной. Б. успел сочинить 3 части; чувствуя, что на создание четвертой ему не хватит сил, он рекомендовал будущим дирижерам использовать в качестве финала монументальный Te Deum для солистов, хора и оркестра, созданный в 1884. В настоящее время 9-я симфония исполняется обычно в трехчастной версии (хотя за последние десятилетия было сделано несколько попыток восстановить ее финал по сохранившимся наброскам). Все творчество Б. проникнуто глубокой религиозностью. Его симфонии часто сравнивают с готическими соборами, имея в виду как их монументальные масштабы, так и их возвышенный, торжественный тон. Основными источниками влияния для Б. были Бетховен и Вагнер. Симфонии Б. близки 9-й симфонии Бетховена по соотношению частей. Подобно начальному Allegro ma non troppo 9-й симфонии Бетховена, первые части симфоний Б. открываются мистическими, словно вырастающими из тишины «интродукциями», разворачиваются в умеренном темпе и полны внутреннего напряжения, которое разряжается в мощных драматических кульминациях. Как и в 9-й симфонии Бетховена, скерцо у Б. велики по объему; их крайние разделы воплощают образ безостановочного стихийного движения, а в тематизме средних разделов явственно выражен фольклорный оттенок (часто они выдержаны в характере лендлера и стилистически родственны не только Бетховену, но и многим страницам инструментальной музыки Шуберта). Огромное Adagio 9-й симфонии Бетховена модель медленных частей симфоний Б., форма которых также основывается на сопоставлении двух тем широкого мелодического дыхания и сочетает в себе признаки рондо, сонаты и вариаций. Влияние Вагнера на Б. выражается в некоторых особенностях оркестровки например, в использовании квартета вагнеровских туб (впервые в медленной части Седьмой симфонии, посвященной памяти Вагнера). Как и Вагнер, Б. испытывает пристрастие к долгим, экспрессивным мелодическим линиям струнных (один из самых ярких примеров начальная тема Седьмой симфонии, порученная виолончелям в среднем и высоком регистре). При всей важности преемственных связей с Бетховеном, Шубертом и Вагнером, музыка Б. глубоко индивидуальна. Из одной симфонии в другую переходит устойчивая система оборотов и приемов, по которым нетрудно распознать его неповторимый почерк. В сонатных формах Б. основные разделы обычно отделены друг от друга многозначительными паузами. Подходы к кульминациям в первых частях его симфоний отмечены повторениями одних и тех же элементарных мотивов, а в медленных частях бесконечными фигурами вращения у скрипок на фоне нарастающей звучности остального оркестра. В ритмике и мелодике побочных тем обычно подчеркнуто танцевальное или песенное начало. Финалы всех симфоний Б., начиная с Третьей, завершаются торжественным апофеозом, тематически связанным с главной партией первой части. Большинство симфоний Б. издано по меньшей мере в 2 редакциях. Собрание сочинений (Sämtliche Werke) под ред. Р. Хаса (Haas) и др. содержит главным образом первоначальные, тогда как собрание сочинений (Gesamtausgabe) под ред. Л. Новака и др. переработанные и сокращенные версии. Для орк.: симфонии f (1863), d («№ 0», 186369), № 1 c (1866, 2-я ред. 1891), № 2 c (1872, 3-я ред. 1877), № 3 d (посвящ. Вагнеру, 1873, 2-я ред. 1877, 3-я ред. 1889), № 4 Es, «Романтическая» (1874, 2-я ред. 1880, 3-я ред. 1886), № 5 B (1876, 2-я ред. 1878), № 6 A (1881), № 7 E (1883), № 8 c (посвящ. императору Францу Иосифу, 1887, 2-я ред. 1890), № 9 d, неоконч. (1896); увертюры; марши. Для кам. анс. и клавишных инстр.: Стр. квинтет F (1879); 5 др. произв. для кам. анс.; прелюдии, фуги, др. пьесы для органа; пьесы для фп., в т. ч. в 4 руки. Духовная муз.: Реквием (1849); Missa solemnis b (1854); мессы: № 1 d (1864, 2-я ред. 1876), № 2 e (1866, новая ред. 1882), № 3 f (1868, 2-я ред. 1876); отд. части месс; Te Deum C (1884); псалмы; мотеты. Светская вок. муз.: ок. 40 кантат, хоры, песни. Бруман (Broman), Стен (25.3.1902, Упсала, 29.10.1983, Лунд). Шведский композитор. Учился в Немецкой консерватории (Прага); среди учителей Финке и Цемлински. По возвращении в Швецию работал как музыкальный критик, инструменталист, дирижер, занимал административные посты. Его произведения, созданные до 1962, выдержаны в суровом линеарно-полифоническом стиле, родственном стилю Хиндемита. В более поздних партитурах (в частности, в цикле 9 симфоний) использовал серийную технику и электронные звучания. Брумель см. Брюмель. Бруна (Bruna), Пабло (крещен 22.6.1611, Дарока, 26.6.1679, там же). Испанский композитор. В детстве лишился зрения. С 1631 органист, с 1674 хормейстер церкви в Дароке. Среди произведений 7 мотетов Pange lingua и 32 органные пьесы, преимущественно в жанре тьенто, изобилующие задержаниями, хроматизмами, причудливыми фигурациями. Брунелли (Brunelli), Антонио (ок. 1575, Пиза, ок. 1630, там же). Итальянский композитор и теоретик, одна из заметных фигур музыкальной жизни Тосканы рубежа XVIXVII вв., когда во Флоренции зарождался новый монодический стиль. Учился в Риме у Дж. М. Нанино. Служил церковным капельмейстером в соседних с Пизой городах; после 1607 при дворе Великого герцога Тосканского в Пизе. В своей ранней теоретической работе Regole utilissime («Полезнейшие правила», 1606) выразил сомнение в долговечности нового монодического стиля; тем не менее в 161314 сочинил несколько примечательных монодий, дуэтов и трио. Сотрудничал с Пери в работе над музыкой к придворному спектаклю «Балло учтивости» (Ballo della cortesia пост. 1614). Помимо танцевальной музыки для придворных увеселений сочинял духовную вокальную музыку в традиционном полифоническом стиле. Брунетти (Brunetti), Гаэтано (1744, Фано[?], 16.12.1798, Кольменар-де-Орехо). Итальянский композитор и скрипач. Вероятно, учился в Ливорно у Нардини. Играл в мадридской королевской капелле; в 1788 возглавил оркестр, организованный при испанском королевском дворе. Впервые в Испании исполнил многие произведения Гайдна и др. композиторов. За время придворной службы сочинил свыше 400 произведений, в т. ч. несколько десятков симфоний (главным образом четырехчастных, с развитыми партиями духовых), ряд скрипичных сонат и струнных квартетов. Стилю Б. присуще несомненное изящество, в его произведениях можно найти множество примеров интересной тематической работы. Его партитуры изобилуют подробными указаниями для исполнителей. Брунетти (Brunetti), Джован Гуальберто (24.4.1706, Пистойя, 20.5.1787, Пиза). Итальянский композитор. До 1754 работал главным образом в Неаполе (с 1745 в консерватории Туркини). С 1754 капельмейстер в Пизе; начиная с этого времени писал в основном церковную музыку. Среди др. произведений оперы (173376) и кантаты, приуроченные к тем или иным событиям. Его сын Антонио (ок. 1740 1786) скрипач. Служил придворным концертмейстером в Зальцбурге; первым исполнил некоторые произведения Моцарта. Другой сын, Джузеппе (ок. 1740 после 1780), работал в Пизе и во Флоренции, писал духовную музыку и оперы. Сын Антонио Б., Антонио-младший (ок. 1767 ок. 1850) служил церковным капельмейстером в Кьети, Урбино и Мачерате, писал оперы и церковные произведения. Бруни (Bruni), Антонио Бартоломео (28.1.1757, Кунео, 6.8.1821, там же). Итальянский скрипач и композитор. С 1780 в Париже; выступал как скрипач, руководил оперными оркестрами. Между 1785 и 1801 сочинил 20 произведений для сцены, преимущественно в жанре комической оперы; некоторые из них пользовались большим успехом. Сочинил также свыше 200 камерно-ансамблевых произведений, в т. ч. струнные квартеты, трио и дуэты, скрипичные сонаты, пьесы на темы революционных песен и маршей. Составил несколько педагогических руководств, а также перечень музыкальных инструментов, конфискованных в годы якобинского террора. Бруннер (Brunner), Адольф (25.6.1901, Цюрих, 15.2.1992, Тальвил). Швейцарский композитор. В 192125 учился в Берлине у Ярнаха и Шрекера, после чего вернулся в Цюрих. В 1955 основал Швейцарское общество протестантской церковной музыки. Автор оркестровых, камерных, церковных произведений в старомодном полифоническом стиле. Брунс (Bruhns), Николаус (1665, Швабштедт, 29.3.1697, Хузум). Немецкий композитор и инструменталист. Происходил из известной в Шлезвиг-Гольштайне семьи музыкантов. Учился у Букстехуде. Некоторое время работал в Копенгагене как композитор и скрипач-виртуоз; с 1689 церковный органист в Хузуме. Вся камерно-инструментальная музыка Б. утеряна. Сохранившаяся часть его наследия состоит из 5 произведений для органа и 15 кантат. Его органные прелюдии и фуги, созданные по образцу пьес Букстехуде, обращают на себя внимание активным тематическим развитием, широким использованием приема эхо, блестящими виртуозными пассажами. Органные пьесы Б. были знакомы И. С. Баху и, по-видимому, оказали на него серьезное влияние. Кантаты Б. многообразны по форме. В 4 небольших сольных духовных кантатах Б. выступает как мастер виртуозного стиля, заимствованного из Италии. Его духовные мадригалы и ансамблевые духовные концерты отличаются незаурядным мелодическим обаянием. Для сопровождения вокальных партий в кантатах Б. используется струнный квинтет с фаготом и континуо. Брусиловский, Евгений Григорьевич (12.11.1905, Ростов-на-Дону, 9.5.1981, Москва). Русский советский композитор. В 192631 учился в Ленинградской консерватории у Штейнберга. С 1933 в Казахстане. В 193953 возглавлял СК Казахской ССР, с 1944 преподавал в Алма-Атинской консерватории. Автор первых казахских опер, симфоний, музыки гимна Казахской ССР. Брускантини (Bruscantini), Сесто (р. 10.12.1919, Порто-Чивитанова). Итальянский певец (бас-баритон). В 1949 дебютировал в Ла Скала («Тайный брак» Чимарозы). В 195161 пел в Глайндбёрне, с 1961 выступал в США (Чикаго и Сан-Франциско), в 1974 в Ковент-Гарден, преимущественно в характерных и комических партиях (Дон Альфонсо, Гульельмо, Лепорелло, Фигаро [Моцарт и Россини], Дандини [«Золушка» Россини], Дулькамара). Брустад (Brustad), Бьерне (4.3.1895, Кристиания, ныне Осло, 22.5.1978, там же). Норвежский композитор и скрипач. Учился в Осло и за границей. В 192943 солист оркестра Филармонического общества в Осло; с 1937 преподаватель консерватории там же. Автор оперы, 9 симфоний, 4 скрипичных концертов, камерно-инструментальных ансамблей и др. произведений, в которых черты неоклассицизма сочетаются с элементами норвежского фольклора. Брух (Bruch), Макс (Кристиан Фридрих) (6.1.1838, Кёльн, 2.10.1920, Фриденау). Немецкий композитор. Ученик Ф. Хиллера и Рейнеке. Карьера Б. как дирижера и композитора началась после успешной премьеры кантаты «Фритьоф» (Frithjof) соч. 23 (1864). Работал в Кобленце, Зондерсхаузене, Ливерпуле, Бреслау; с 1891 преподавал в Берлинской ВМШ (среди учеников Оскар Штраус, Воан-Уильямс, Нововейский, Респиги, Вален, Риггер, Ямада, Коэлью). Сочинил 3 оперы, однако более весомых художественных результатов добился в жанрах кантаты и оратории; в свое время определенной известностью пользовались его эпические хоровые фрески «Одиссей» (Odysseus, 1872) и «Огненный крест» (Das Feuerkreuz, 1899), выдержанные в тяжеловесном позднеромантическом стиле и местами не лишенные мелодического обаяния. Среди др. произведений 3 симфонии, оркестровые сюиты и пьесы на темы из музыкального фольклора разных стран, многочисленные концерты и концертные пьесы для различных инструментов с оркестром, камерно-инструментальные ансамбли. Современному слушателю известны главным образом его скрипичные концерты (прежде всего обаятельный 1-й концерт соч. 26 g-moll, 1868), «Шотландская фантазия» для скрипки с оркестром соч. 46 (1880) и Кол нидреи (Kol Nidrei) на еврейскую тему для виолончели с оркестром соч. 57 (1881). Брэдбери (Бредбери, Bradbury), Уильям Батчелдер (6.10.1816, Йорк, Мэн, 7.1.1868, Монклер, шт. Нью-Йорк). Американский композитор и церковный музыкант. Работал главным образом в Нью-Йорке, был школьным учителем пения, публиковал антологии духовной музыки. Сочинил свыше 900 духовных гимнов, в т. ч. Jesus loves me, Just as I am, Sweet hour of prayer, He leadeth me. В 1854 основал фабрику по производству роялей и пианино, в 1861 издательство. Брэилою (Brǎiloiu), Константин (26.8.1893, Бухарест, 20.12.1958, Женева). Румынский этномузыковед. Учился в Лозанне, Париже, Румынии. В молодости сочинял музыку, публиковал музыкально-критические статьи. В 192932 собирал народнопесенный материал в различных провинциях Румынии. Работал в научно-исследовательских учреждениях Румынии, Швейцарии (в 1944 основал в Женеве международный архив народной музыки), а также Парижа. Убежденность Б. в том, что музыка устной традиции основана на определенной системе, которая должна стать предметом музыковедческого анализа, нашла свое отражение в его многочисленных трудах по вопросам методологии и теории. Брюгген (Brüggen), Франс (р. 30.10.1934, Амстердам). Нидерландский флейтист и дирижер. Учился в Амстердамском музыкальном лицее. Известен прежде всего как мастер аутентичного исполнения, основатель и руководитель амстердамского Оркестра XVIII в. (Orchestra of the Eighteenth Century) и виртуозный исполнитель на старинных продольных флейтах. Основал также ансамбль Sourcream, исполняющий музыку авангарда. Среди учеников Б. Бартольд Кёйкен. Брюк (Bruck), Арнольд фон (ок. 1500, Брюгге, 6.2.1554, Линц). Нидерландский композитор. Примерно до 1519 пел в придворной капелле Карла V; с 1527 капельмейстер при дворе эрцгерцога Фердинанда I. В 1545 ушел в отставку; поселился в Вене, затем перебрался в Линц. Среди сохранившихся произведений Б. преобладают духовные и светские песни на немецкие тексты. Судя по немногим дошедшим до нас латинским церковным композициям Б., он мастерски владел техникой работы с литургическим cantus firmus. Его духовные немецкие песни по характеру письма приближаются к более поздним хоралам мотетного типа. Особенно интересны светские немецкие песни Б. полифонические обработки арий и фольклорных напевов, а также кводлибеты. Брюль (Brüll), Игнац (7.11.1846, Просниц, 17.9.1907, Вена). Австрийский пианист и композитор родом из Моравии. Близкий друг Брамса, вместе с которым часто выступал. Автор камерных и оркестровых произведений, песен и 10 опер (выделяется «Золотой крест» [Das goldene Kreuz], 1875). Брюмель (Брумель, Brumel), Антуан (ок. 1460 ок. 1515). Французский композитор. С 1483 певчий Шартрского собора, с 1486 руководитель капеллы мальчиков церкви св. Петра в Женеве, в 1497 каноник собора в Лаоне, в 14981500 хормейстер Собора Парижской Богоматери, в 150102 певчий при дворе герцога Савойского в Шамбери, в 150610 капельмейстер при дворе Альфонса I д’Эсте в Ферраре. Сочинял главным образом духовную музыку. Сохранились 15 месс Б., принадлежащих к трем различным стилистическим типам. Ранние мессы всецело зависят от cantus firmi; для месс среднего периода (среди которых особенно примечательна Missa ‘Et ecce terrae motus’ для 12 голосов) характерны такие признаки, как преобладание регулярных ритмов, сравнительно прозрачная фактура и более тесная связь между музыкой и словом; в поздних мессах заметна тенденция к сжатости и краткости. Сохранились также духовные мотеты Б. и ряд светских композиций, многие из которых основаны на заимствованных мелодиях. У четырехголосных светских пьес Б. в отличие от трехголосных есть словесные тексты. Брюн (Brün), Герберт (р. 9.7.1918, Берлин). Американский композитор немецкого происхождения. Учился в Иерусалимской консерватории у Вольпе (193638). С 1963 преподавал в Университете шт. Иллинойс. Одним из первых стал использовать комьютер при сочинении электронной и камерной музыки. Написал ряд теоретических работ по вопросам использования компьютера в музыкальной композиции. | |||||||||
|