Брюнетт — Булез

Брюнетт (франц. brunette — «брюнетка»). Род французской лирической светской песни, популярный в XVII—XVIII вв. Возможно, название взято из рефрена некогда знаменитой песни «Прекрасный пастух Тирсис» (Le beau berger Tirsis): Ah, petite Brunette! Ah, tu me fais mourir! Между 1703 и 1711 издательство Баллар выпустило несколько сборников Б.; Шамбоньер и д’Англебер включали мелодии популярных Б. в свои пьесы для клавесина.

Брюно (Bruneau), (Луи Шарль Бонавантюр) Альфред (3.3.1857, Париж, — 15.6.1934, там же). Французский композитор и музыкальный критик. В Парижской консерватории обучался композиции (у Массне) и игре на виолончели. С 1887 сочинял главным образом оперы, в т. ч. на прозаические либретто своего друга и единомышленника Эмиля Золя («Мечта» [Le rêve, 1891], «Осада мельницы» [L’attaque du moulin, 1893], «Мессидор» [Messidor, 1897], «Ураган» [L’ouragan, 1901] и др.). Творчество Б. как стилистически, так и с точки зрения выбора сюжетов близко итальянскому веризму. С другой стороны, такие черты музыкального языка Б., как параллельные, часто «утолщенные» трезвучия и септаккорды, целотоновые гармонии, элементы модальности в структуре мелодических линий, получили развитие в музыке Дебюсси. Пышная оркестровка в духе Вагнера нередко сочетается у Б. с несколько безвкусным лиризмом. Среди др. произведений Б. — симфонии, оркестровые пьесы, церковные произведения, песни (в т. ч. примечательный вокальный цикл «Песни жизни» [Chants de la vie, 1913]). С 1890 регулярно выступал как музыкальный критик. Член Института Франции с 1925.

Брюс (Bruce), (Фрэнк) Нилай (р. 21.1.1944, Мемфис). Американский композитор и пианист. Учился в Университете шт. Иллинойс у Джонстона; с 1974 — преподаватель Уэслианского университета. Его произведения 1962—72 выдержаны в серийной технике, в более поздних сочетаются гетерогенные стилистические элементы, в т. ч. почерпнутые из различных традиций американской музыки. Среди произведений — 2 серии «Больших дуэтов» (Grand Duos) для различных солирующих инструментов и фп. (1971—83), рок-опера «Чума» (The Plague, 1983).

Брюстер-Джоунс (Brewster-Jones), (Джосия) Хупер (28.6.1887, Бют, — 1949, Аделаида). Австралийский пианист и композитор. Учился в Аделаиде, затем (в 1902—08) — в КМК у Ф. Бриджа и Стэнфорда. Испытал влияние французского импрессионизма; вместе с тем оставался верен австралийской тематике. Автор 4 фортепианных концертов, 3 симфоний, 5 опер-балетов, многочисленных инструментальных произведений, 180 песен, свыше 200 пьес для фп. и др.

Брюэр (Brewer), сэр (Алфред) Герберт (21.6.1865, Глостер, — 1.3.1928, там же). Английский органист, дирижер и композитор. Был церковным органистом в Глостере, Оксфорде, Бристоле, Ковентри. С 1897 — исполнительный директор фестиваля хоровой музыки в Глостере. Автор многочисленных произведений в разных жанрах, в т. ч. кантат и популярных песен.

Буальдьё (Boieldieu), (Франсуа-)Адриан (16.12.1775, Руан, — 8.10.1834, Жарси). Французский композитор, классик жанра комической оперы. Своим музыкальным образованием обязан прежде всего Шарлю Брошу (Broche), органисту Руанского собора. На творческое становление Б. повлияли постановки комических опер Гретри, Далейрака и Мегюля в руанском Театре искусств. С 1791 Б. служил органистом руанской церкви Сент-Андре; тогда же начал выступать как пианист (исполнял сонаты, попурри и романсы собственного сочинения). В 1793 в Руане была поставлена его первая комическая опера «Виновная дочь» (La fille coupable). В 1796 Б. обосновался в Париже, где вскоре приобрел известность благодаря серии сценических произведений, пользовавшихся неизменным успехом у парижской публики («Швейцарское семейство» [La famille suisse], 1797; «Калиф Багдадский» [Le calife de Baghdad], 1800; «Моя тетушка Аврора» [Ma tante Aurore], 1803, и др.). Одновременно преподавал игру на фп., позднее также композицию в Парижской консерватории. В 1804—11 служил композитором и капельмейстером придворной французской оперной труппы в Санкт-Петербурге; среди произведений этого периода примечательна одноактная опера «Опрокинутые кареты» (Les voitures versées, 1808). По возвращении в Париж продолжил работу в консерватории и создал ряд новых опер, среди которых выделяются «Красная шапочка» (Le petit chaperon rouge, 1818) и, особенно, «Белая дама» (La dame blanche, 1825) — один из самых значительных образцов раннего французского романтизма. Основное достоинство оперной музыки Б. — обилие запоминающихся мелодий; впрочем, в некоторых поздних произведениях (например, в опере «Две ночи» [Les deux nuits], 1829) он достигает большей яркости в гармонии и оркестровке. В 1817 Б. был избран в Институт Франции. Среди его учеников — Фетис, П.-Ж.-Г. Циммерман, Адан. Именем Б. названа площадь перед театром Опера-комик в Париже.

Его сын Луи (1815—1883) — композитор, автор 11 опер и многочисленных романсов.

Буамортье (Boismortier), Жозеф Боден де (23.12.1689, Тионвиль, — 28.10.1755, Руасси-ан-Бри). Французский композитор. С 1723 жил в Париже. Автор оперы «Дафнис и Хлоя» (Daphnis et Chloé, 1747) и др. сценических произведений, мотетов, светских кантат (в т. ч. обаятельного цикла «Времена года» [Les quatre saisons], 1724), многочисленных сонат и концертов, предназначенных главным образом для любителей. В своей инструментальной музыке использовал необычные сочетания инструментов (например, 3 флейты без сопровождения); первым из французских композиторов создал концерт для солирующего инструмента с оркестром (1729) и сонаты для флейты с развитой партией клавира (ок. 1741—42). Писал также пьесы для мюзетта (1) и колесной лиры — инструментов, модных в среде французской аристократии.

Бубен (итал. tamburino, англ. tambourine, франц. tambourin или tambour basque [«баскский барабан»], нем. Tamburin). Небольшой односторонний мембранофон: узкий деревянный обруч с металлическими звякающими подвесками, затянутый кожаной или пластиковой мембраной (см. рис. к статье Ударные инструменты). На Б. можно играть различными способами: ударяя по мембране и обручу ладонью, косточками пальцев или кулаком, встряхивая инструмент (при многократном встряхивании звон подвесок сливается в «тремоло»), ударяя по обручу палочкой, метелочкой и т. п., ударяя инструментом по колену и др.

Б. — один из древнейших инструментов; он встречается в большинстве культур. Древние египтяне использовали его для траурных церемоний, тогда как у израильтян он связывался с весельем; на Среднем Востоке в доисламскую эпоху игрой на Б. сопровождались как печальные, так и радостные обряды. В средние века Б. распространился по всей Европе. Хотя инструмент ассоциировался главным образом с бродячими актерами и музыкантами, он иногда входил в состав придворных ансамблей (так, в инструментальном ансамбле Генриха VIII, состоявшем из 79 музыкантов, было 4 Б.). Б. фигурирует в некоторых партитурах Глюка и Моцарта; в XIX—XX вв. он использовался в симфонической и оперной музыке для создания испанского или цыганского колорита.

Буги-вуги (boogie-woogie). Стиль исполнения блюзов на фп., зародившийся в начале XX в.: левой рукой пианист в быстром темпе повторяет одно и то же блюзовое последование, чаще всего ломаными октавами, а правой импровизирует в свободном ритме.

Бугль (бюгль, bugle, старофранц. «бычок»). Старинный медный духовой инструмент: натуральная труба с широким коническим каналом. Британская разновидность — in B, континентальная чаще in C. В США британская разновидность известна как «кавалерийский Б.» (cavalry bugle); в качестве собственно Б. там фигурирует инструмент типа корнет-а-пистона. В армиях многих стран Б. использовался как сигнальный инструмент.

В 1810 Дж. Халлидей (Halliday) сконструировал Б. с 5 отверстиями и клапанами (key bugle или Kent bugle). Позднее появились Б. с большим количеством клапанов. Строй стандартного Б. с клапанами — in C. Специальная крона позволяет перестроить инструмент in B. Изготовлялись также высокие Б. in Es. Благодаря широкому коническому каналу ствола и глубоко посаженному коническому мундштуку звучание Б. отличается густотой и насыщенностью, приближаясь к тембру современного флюгельгорна. Б. вышел из употребления в 1860-х. Уникальный случай использования Б. в музыке XX в. — партитура «Плача пророка Иеремии» Стравинского.

Будапештский квартет (Budapest Quartet). Струнный квартет, выступал в 1917—67. Вначале 1-й скрипкой квартета был Эмиль Хаузер (Hauser), его сменил Иосиф Ройзман (Roisman). К 1936 квартет состоял из музыкантов российского происхождения (одним из них был А. Шнайдер). В 1938 ансамбль перебрался в США; до 1962 его официальным местопребыванием была Библиотека Конгресса в Вашингтоне. Произведения Бетховена в интерпретации Б. к. вошли в золотой фонд исполнительского искусства XX в.

Бузи и Хокс (Boosey & Hawkes). Английское музыкальное издательство и фирма по производству музыкальных инструментов. В 1816 Томас Бузи-младший основал фирму, деятельность которой поначалу ограничивалась импортом иностранных нотных изданий. Вскоре под маркой Boosey начали появляться английские издания произведений Гуммеля, Россини, Беллини, Верди и др. видных композиторов. Ок. 1850 фирма начала производить духовые инструменты (с 1868 — медные). Во 2-й половине XIX в. издательство Boosey выпускало главным образом популярную и учебную музыкальную литературу. В 1930 фирма Boosey объединилась с издательством Hawkes & Son. Продолжая публиковать музыку для медных духовых и для военных оркестров, издательство Б. и Х. распространило свою деятельность на серьезную современную музыку; его каталог включает партитуры Стравинского, Прокофьева, Бартока, Копленда, Малера, Бриттена, П. М. Дэвиса и др. В 1986 фирма была куплена американской компанией Карл Фишер.

Бузиньяк (Bouzignac), Гийом (ок. 1587, близ Нарбонна, — после 1642, ?). Французский композитор, одна из ведущих фигур в церковной музыке 1-й половины XVII в., выдающийся мастер контрапункта и новейшего, завезенного из Италии стиля кончертато. В 1609 был хормейстером в Гренобле; возможно, работал также в городах Лангедока и в соборе г. Родез, а после 1634 — в Туре. Сохранившаяся часть наследия Б. (2 рукописи) включает ряд шансон, ок. 100 мотетов, Te Deum и др. Для стиля Б. характерны яркие, смелые контрасты и тесная связь между деталями музыкальной структуры и смысловыми нюансами словесного текста.

Бузони (Busoni), Ферруччо (Данте Микеланджоло Бенвенуто) (1.4.1866, Эмполи, — 27.7.1924, Берлин). Композитор, пианист, дирижер, педагог. Сын музыкантов, немки и итальянца, принадлежал в равной степени к обеим культурам. Концертировал с 8 лет. В 1876 семья Б. обосновалась в Граце, где он в 1880—81 занимался у Реми; тогда же появились первые публикации его произведений. Вскоре Б. переехал в Вену, где познакомился с Гольдмарком и Брамсом. Позднее обосновался в Германии (сначала в Лейпциге, с 1894 — в Берлине). До начала 1910-х сочинял главным образом камерную музыку и пьесы для фп., в т. ч. транскрипции произведений Баха, Моцарта, Листа и др. С 1902 выступал как дирижер с программами из произведений Дебюсси, Бартока, Сибелиуса и др. композиторов-современников; постоянный контакт с новой музыкой способствовал расширению стилистического и жанрового диапазона собственного творчества Б. В основе эстетики Б. лежала идея «младоклассичности» (нем. junge Klassizität), под которой подразумевался отказ от любых форм позднеромантической (вагнерианской) увлеченности описательно-программными, субъективными, чувственными аспектами музыкального искусства и синтез всего лучшего, что было создано в рамках чистой, абсолютной, объективной музыки со времен Баха и Моцарта. С другой стороны, такие фортепианные произведения Б., как «Элегии» (Elegien, 1907), Fantasia contrappuntistica (на темы из «Искусства фуги» Баха, 1910), Вторая сонатина (Sonatina seconda, 1912), свидетельствуют о том, что он не остался равнодушен к новейшим тенденциям развития музыкального языка, в т. ч. к свободной атональности Шёнберга, чье творчество он высоко ценил. В 1907 вышла книга Б. Entwurf einer neuen Ästhetik der Tonkunst («Очерк новой эстетики музыкального искусства», 2-я ред. 1922), в которой предугаданы, в частности, микрохроматические интервалы и электронная музыка. Под непосредственным влиянием Б. формировались эстетические взгляды некоторых представителей «экстремистского» крыла музыки первых десятилетий XX в., в т. ч. Вареза, Лурье, Голышева, Фогеля.

Сложный комплекс разнонаправленных творческих устремлений — «младоклассичности» и «модернизма», итальянской напевности и немецкой основательности, листовской неукротимости и моцартовской уравновешенности — воплотился в произведениях крупной формы: пятичастном Фортепианном концерте (с хоровым финалом, 1904—06), фантасмагорической опере «Выбор невесты» (Die Brautwahl) по Э. Т. А. Гофману (1912), одноактных операх «Арлекин» и «Турандот», воскрешающих традиции комедии дель’арте (обе — 1917), и неоконченной философской опере «Доктор Фауст» (1916—24), герой которой — другое «Я» самого композитора — неутомимо стремится к приумножению знания и опыта, жертвуя целостностью собственной личности и обретая покой лишь после того, как из посеянных им духовных семян рождается новое.

При жизни Б. снискал широкую известность как непревзойденный пианист-виртуоз, выдающийся интерпретатор музыки Баха, Бетховена, Листа, а также как педагог (преподавал во многих учебных заведениях Европы; среди его учеников — Петри, Хаскил и Ярнах, завершивший оперу «Доктор Фауст»).

Бузуки (bouzouki). Греческая лютня с длинной шейкой и 3 или 4 рядами двойных струн, настроенных, соответственно, e—h΄—e΄ или d—g—h΄—e΄. Типична для музыкального быта современных греческих городов.

Буйволиный регистр (арфовый регистр). На всех клавесинах и некоторых фп. XVIII—XIX вв. — приспособление, заглушающее высокие обертоны с помощью кусочка мягкой буйволиной кожи, приводимого в соприкосновение с порожком струны. Применение Б. р. дает эффект, сходный с пиццикато.

Букки (Bucchi), Валентино (29.11.1916, Флоренция, — 9.5.1976, Рим). Итальянский композитор. Учился у Даллапикколы и во Флорентийской консерватории. Возглавлял консерватории в Перудже (с 1957) и во Флоренции (с 1974). Произведения Б. — оперы, балеты, оркестровые пьесы и др. — выдержаны в простом диатоническом стиле, часто с элементами юмора и гротеска.

Букофцер (Bukofzer), Манфред Ф(риц) (17.3.1910, Ольденбург, — 7.12.1955, Беркли). Американский музыковед. Учился в Хайдельберге, Берлине, Базеле; среди учителей — Хиндемит (композиция), Бесселер, Хандшин (музыковедение). С 1939 — в США; с 1941 преподавал в Калифорнийском университете (Беркли). Автор основополагающих исследований по английской музыке XIV—XV вв. Широкой известностью пользуется его обзор музыки эпохи барокко: Music in the Baroque Era (1947). В основе научного мировоззрения Б. лежит метод сравнительного анализа стилей.

Букстехуде (Buxtehude), Дитрих, собств. Дидерик (ок. 1637, Хельсингбург или Ольдеслоэ, — 9.5.1707, Любек). Немецкий композитор и органист датского происхождения. Учился у своего отца Иоганна Б., органиста в Хельсингбурге и Хельсингёре. Ок. 1657 сменил отца в Хельсингёре и проработал там до 1668, после чего занял почетный пост органиста церкви Мариенкирхе в Любеке. В том же году женился на Анне Маргарете Тундер, дочери своего предшественника Тундера. Помимо выполнения обычных обязанностей по воскресеньям и праздникам ежегодно давал по 5 больших воскресных концертов, преимущественно духовной музыки (см. Вечерняя музыка). Концерты Б. привлекали слушателей из др. городов; осенью 1705 И. С. Бах специально посетил Любек, чтобы услышать его игру.

Для своих концертов Б. сочинил несколько ораторий, однако до нас дошли только их словесные тексты. Из его духовных вокальных произведений сохранились кантаты на тексты из Библии, в т. ч. из Псалтири (духовные концерты), кантаты на основе протестантских хоралов (хоральные кантаты), кантаты-арии и кантаты смешанных типов. Духовные концерты Б. складываются из разнохарактерных разделов, причем тематический состав музыки меняется с каждой новой строкой текста. Разделы в стиле кончертато для голосов и цифр. баса (иногда с участием др. инструментов) выполнены в форме диалогов, что сближает их с многохорными композициями венецианской школы; они перемежаются с разделами ариозного склада. Среди хоральных кантат различаются кантаты на строгий хорал с тематически контрастными инструментальными интерлюдиями и кантаты на фигурированный хорал. Большинство духовных арий Б. выдержано в строфической или варьированно-строфической форме; в их плавных, изящных мелодиях нередко обнаруживается итальянское влияние. Многие кантаты смешанного типа открываются чисто инструментальным вступлением (симфонией), а хоровые разделы в стиле кончертато чередуются в них с речитативами и ариями; данный композиционный тип впоследствии был развит Бахом.

Инструментальная музыка Б. предназначена главным образом для органа. Часть его органных пьес — композиции в свободной форме, нередко включающие по несколько фуг и быстрых виртуозных пассажей; другая часть состоит из хоральных обработок. Среди последних преобладают компактные переложения единичных строф хорала с богато украшенными мелодиями, реже встречаются обработки в форме вариаций или фантазий. Б. сочинял сюиты и др. пьесы для клавира; его куранты являются вариациями на аллеманды, а в жигах свободно используются принципы фуги. В сюитах Б. заметно французское влияние. Единственные произведения Б., опубликованные при его жизни, — 2 сборника по 7 сонат для 2 скрипок, виолы да гамба и цифр. баса; еще 7 сонат сохранились в рукописи. В то время как Корелли и др. итальянские мастера строили свои сонаты по принципу чередования частей, контрастирующих по темпу и фактуре, Б. придерживался немецкой традиции скрипичного исполнительства, в которой ведущая роль сохранялась за принципом свободного, во многом импровизационного тематического развития. Части в форме вариаций на остинатный бас чередуются у Б. с фугами, причем как те, так и другие чаще всего двухголосны, т. к. партия виолы да гамба нередко совпадает с цифр. басом.

В творчестве Б., прежде всего в его духовных вокальных сочинениях и органных пьесах, немецкое барокко XVII в. достигло своей вершины. Б. оказал существенное влияние на Баха.

Вок. муз.: свыше 100 произв. для церкви: духовные концерты на нем. и лат. тексты, хоральные кантаты, арии, кантаты смешанного типа и др.; 10 светских произв.

Органная муз.: свыше 40 хоральных обр. (прелюдии, фантазии, вариации); 2 чаконы, пассакалья; прелюдии, канцоны, токкаты, фуги.

Клавирная муз.: 19 сюит; 6 вариационных циклов, в т. ч. La Capricciosa.

Кам. анс.: 14 сонат для 2 скр., виолы да гамба и цифр. баса соч. 1 (ок. 1694, опубл. 1696[?]); 7 др. сонат для того же состава.

Буксхаймская органная книга (Buxheimer Orgelbuch). Немецкая нотная рукопись (ок. 1470). Состоит из 169 листов, на которых записано свыше 250 композиций для органа (в т. ч. литургические пьесы, танцы, обработки песен), а также Fundamentum organisandi Паумана. Хранится в Баварской гос. библиотеке (Мюнхен).

Букт (Bucht), Гуннар (р. 5.8.1927, Стоксунд). Шведский композитор. Учился в Упсальском университете (музыковедение); композицией занимался у Блумдаля (1947—51) и др. С 1975 — профессор композиции в Стокгольмской ВМШ. В разное время руководил Обществом шведских композиторов, шведским отделением Международного общества современной музыки и др. организациями. Среди произведений — опера, пьесы для оркестра, электронная музыка.

Букурешлиев (Boucourechliev), Андре (28.7.1925, София, — 12.11.1997, Париж). Французский композитор болгарского происхождения. Учился в Софии и в парижской Эколь-нормаль (1949—51), начал писать музыку в 1954, позднее посещал курсы новой музыки в Дармштадте. Сочинял главным образом электронную и инструментальную музыку. Центральное место в наследии Б. занимает серия произведений под общим названием «Архипелаг» (Archipel), построенных в соответствии с принципом «открытой формы» (см. Алеаторика). «Архипелаг-1» (1967) предназначен для 2 фп. и 2 групп ударных, «Архипелаг-2» (1968) — для струнного квартета, «Архипелаг-3» (1969) — для фп. и 6 групп ударных, «Архипелаг-4» (1970) — для фп., «Архипелаг-5» (с подзаголовком «Анархипелаг» [Anarchipel], 1971) — для арфы, клавесина, органа, фп. и 2 групп ударных. К циклу «Архипелагов» примыкает Фортепианный концерт (1976). Б. написал монографии о Шумане, Шопене, Бетховене, Стравинском.

Букцина — см. Буцина.

Буланже (Boulanger), Лили (Жюльетт Мари Ольга) (21.8.1893, Париж, — 15.3.1918, Мези). Французский композитор, дочь композитора и скрипача, профессора Парижской консерватории Эрнеста Александра Б. (1815—1900), сестра Нади Б. (см. ниже). Училась в Парижской консерватории; в 1913 удостоилась Римской премии (первая женщина-лауреат). В небольшом по объему наследии Б. центральное место занимают произведения для хора, проникнутые глубоким религиозным чувством.

Буланже (Boulanger), Надя (Жюльетт) (16.9.1887, Париж, — 22.10.1979, там же). Французский педагог композиции, дирижер. Училась в Парижской консерватории у Форе, Видора (композиция), Вьерна и Гильмана (орган) и др. Из композиторов-современников Б. выше всех ценила Стравинского, чья музыка наряду с творчеством Форе явилась тем эталоном, на который она ориентировалась в своей педагогической работе. Вела классы композиции в парижской Эколь-нормаль, Парижской консерватории и (с 1921) в Американской консерватории Фонтенбло (под Парижем); в 1940—46 работала в США. Среди ее учеников — Б. Роджерс, Д. Мур, Пистон, Томсон, Шелиговский, Р. Харрис, Копленд, Беркли, Блицстайн, Финни, Суонсон, Шаловский, Картер, Сигмейстер, Маркевич, Франсе, В. Рудзиньский, Кубик, Списак, Бацевич, Дайамонд, Папино-Кутюр, Зетер, Маседа, Липатти, Сантору, Шейпиро, Хуса, Имбри, Сероцкий, Констан, Дж. Ламберт, Меркюр, Д. Эрб, Лучук, Масгрейв, Твардовский, Киляр, Нёргор, Моу, Гласс, Краузе и многие др. музыканты из разных стран, представляющие разнообразные направления современной музыки, но в большинстве своем тяготеющие к неоклассицизму. Собственное композиторское творчество Б. представлено немногими произведениями, созданными преимущественно в 1900-х. Как дирижер Б. пропагандировала творчество Монтеверди, музыку Возрождения и барокко, исполняла произведения современных композиторов (под ее управлением в 1938 прошла премьера концерта Стравинского «Дамбартон Оукс»), а из традиционного концертного репертуара — прежде всего Реквием Форе.

Булез (Boulez), Пьер (р. 26.3.1925, Монбризон). Французский композитор и дирижер. В 1942—45 учился в Парижской консерватории у Мессиана, от которого унаследовал особый интерес к проблемам ритма и инструментального колорита, к внеевропейским музыкальным культурам, а также к идее формы, составленной из отдельных фрагментов и не предполагающей последовательного развития. В 1945—46 изучал серийную технику под руководством Лейбовица. Произведения Б. середины и 2-й половины 1940-х — Сонатина для флейты и фп., 1-я и 2-я сонаты для фп., кантаты «Свадебный лик» и «Солнце вод» (обе — на сюрреалистические стихи Рене Шара), Книга для квартета — создавались под совместным влиянием обоих учителей; яркая индивидуальность Б. проявилась прежде всего в беспокойном характере музыки, в ее нервно-разорванной фактуре и обилии резких динамических и темповых контрастов. Б. довольно рано отошел от ортодоксальной додекафонии, которой его обучал Лейбовиц, и занялся экспериментами по серийной организации ритма, динамики, артикуляции. Их итогом стала первая тетрадь «Структур» для 2 фп. К этому времени Б. вместе со Штокхаузеном уверенно возглавил молодое авангардное направление в европейской музыке; с 1955 он вел курсы в Дармштадте, преподавал в Базеле, Париже и др. центрах, ориентируя своих учеников и последователей в направлении тотального сериализма, «открытой формы» (см. Алеаторика), др. новейших приемов и методов композиции. У Б. в разное время учились композиторы Трамбле, Марьетан, Рэндс, Ричард Р. Беннетт, Г. У. Леман, Элуа, Холлигер, Табачник и др.

В 1954 появился «Молоток без мастера» — девятичастный цикл для контральто, альтовой флейты, ксилоримбы, вибрафона, ударных, гитары и альта на слова Шара. В «Молотке» нет серий в привычном смысле; вместе с тем вся совокупность параметров звучащей ткани произведения определяется идеей сериальности, отрицающей любые традиционные формы регулярности и развития и утверждающей самоценность отдельных мгновений и точек музыкального времени-пространства. Уникальная тембровая атмосфера цикла определяется сочетанием низкого женского голоса и инструментов близкого к нему (альтового) регистра. В некоторых местах возникают экзотические эффекты, напоминающие звучание индонезийского гамелана, японского кото и др. «Молоток» остался в истории как одна из самых изысканных, эстетически бескомпромиссных, образцовых в своем роде партитур авангарда.

С середины 1950-х Б. активизировал свою деятельность в качестве дирижера. Еще в 1946 он занял пост музыкального руководителя парижского театра Мариньи (Marigny), во главе которого стоял известный актер и режиссер Ж.-Л. Барро (Barrault). В 1954 под эгидой театра Б. учредил концертную организацию Домен мюзикаль, которой руководил до 1967. В 1960-х начал выступать с ведущими симфоническими оркестрами Европы и США. В 1970—72 возглавлял Кливлендский оркестр, в 1971—74 — СО Би-Би-Си, в 1971—77 — Нью-Йоркский ФО. В обширном дирижерском репертуаре Б. выделяются две основные области: французская музыка (Берлиоз, Дебюсси, Равель) и творчество классиков XX в. (Шёнберг и его ученики, Барток, Стравинский, Варез, Мессиан). Из музыки австро-немецкой классико-романтической традиции Б. чаще других исполняет произведения Вагнера (неоднократно дирижировал в Байройте, в т. ч. юбилейными спектаклями «Кольца нибелунга» [1976]) и Малера. Часто исполняет также собственную музыку и произведения близких по духу композиторов-современников. Сильнейшая сторона Б.-дирижера — способность добиваться необычайно ясной и отчетливой артикуляции даже в самых сложных партитурах.

В 1960—70-х продуктивность Б.-композитора была относительно невысока. В творческом наследии Малларме он почерпнул идею «произведения, пребывающего в постоянном становлении» (англ. work in progress). На этой идее основаны три его крупных опуса конца 1950 — начала 1960-х: 3-я соната для фп., пятичастный цикл для сопрано с оркестром «Складка за складкой» и вторая тетрадь «Структур» для 2 фп. Соната и «Складка за складкой», а также некоторые более поздние партитуры (в т. ч. Eclat/Multiples, …explosante-fixe…) постоянно пересматриваются и редактируются композитором, т. к. принципиально не могут иметь завершения. Одно из немногих поздних произведений Б. с заданной формой — торжественный оркестровый «Ритуал» памяти Мадерны.

В 1975—92 Б. возглавлял основанный им Институт музыкальных и акустических исследований (IRCAM); в 1990-х в Париже был реализован другой масштабный проект Б. — Город музыки (Cité de la musique). Как дирижер Б. продолжает выступать с лучшими оркестрами Европы и США (Парижским оркестром, Берлинским ФО, Чикагским СО, Кливлендским оркестром и др.) и с Международным ансамблем современной музыки (Ансамбль Энтерконтампорен). Главное произведение Б. позднего периода — «Респонсорий» для инструментального ансамбля и звучаний, синтезированных на компьютере, созданном специалистами IRCAM.

Для орк.: «Книга для струнных» (Livre pour cordes, 1968, вариант «Книги для квартета»); «Поэзия для власти» (Poésie pour pouvoir) по стихам Мишо, 2 орк. и электроника (1958); Figures-Doubles-Prismes (1964); Eclat/Multiples, кам. орк. и уд. (1970); «Ритуал» (Rituel) памяти Мадерны (1975); Notations, 4 пьесы (1980); «Респонсорий» (Répons), кам. орк., 6 солирующих инстр. и звучания, синтезированные на компьютере (1981); Memoriale (1985).

Кам.-инстр. муз.: Сонатина для фл. и фп. (1946); «Книга для квартета» (Livre pour quatuor, 1949); Polyphonie X, 18 инстр. (1951); «Вспышка» (Eclat), 15 инстр. (1965); «Владения» (Domaines), клар. и несколько групп инстр. (1968); Messagesquisse, анс. влч. (1975); Dérive, инстр. анс. (1984).

Для фп.: Notations 1—12 (1945); 3 сонаты (1946, 1948, 1957); 2 тетради «Структур» (Structures I, II) для 2 фп. (1952, 1961).

Вок. муз.: «Свадебный лик» (Le visage nuptial), кантата для сопр., м.-сопр., хора и орк., сл. Шара (1946); «Солнце вод» (Le soleil des eaux), кантата для солистов, хора и орк., сл. его же (1948); «Молоток без мастера» (Le marteau sans maître), к.-а. и 6 инструменталистов, сл. его же (1954); «Складка за складкой (портрет Малларме)» (Pli selon pli [portrait de Mallarmé]), сопр. и орк., сл. Малларме (1957—62); «Каммингс — поэт» (cummings ist der Dichter), хор и орк., сл. Каммингса (1970).

Др. произв.: …explosante-fixe… памяти Стравинского (1971).

(Указаны даты появления относительно завершенных версий. Многие произв. существуют и исполняются в более ранних и более поздних ред.).

Книги и статьи по муз., в т. ч. Penser la musique aujourd’hui («Мыслить музыку сегодня», 1963).

Яндекс.Метрика
© Издательство «Практика», 2011